После того, как Али (мир ему) погиб смертью мученика, Муавия стал халифом. Однако, он ради этой должности вел серьезную борьбу с Али (мир ему) и во время его правления.
«В то время как ученые Ахли Бейт утверждают, что Муавийа стремился к должности халифа, суннитская же часть говорит о то, что он хотел найти убийц Османа.
Свое желание султаната Муавийа скрыл за отговоркой поиска убийц Османа.
«Муавийа после битвы при Сиффине прибег к хитрости во время событий с Хакамом. Вслед за событиями с Хакамом тема убийц Османа перестала упоминаться, а Муавийа объявил себя халифом.
Али (мир ему) никогда не присягал ему.
Хасан (мир ему) в свое правление выступал против его халифата, Хасан (мир ему) был вынужден отказаться от халифата»[1].
Муавийа использовал убийство Османа из рода Омейядов как ступеньку для получения султаната. «Халиф мусульман безвинно убит. Он, опираясь на аят «Если кто-либо убит несправедливо, то Мы уже предоставили его правопреемнику полную власть»[2] , он начал спекулировать на религиозных чувствах мусульман. Таким образом, он использовал вероучение Ислама для того, чтобы получить должность халифа.
Ему принадлежат следующие слова, сказанные в связи с захватом халифата: «Клянусь Аллахом, я получил должность халифа не из-за вашей любви или из-за того, что вы довольны моим правлением. Но я взял эту должность с помощью меча»[3].
Муавия, чье восприятие отличалось от исламского вероучения, так объясняет причину своей борьбы за должность религиозного лидера мусульман, то есть халифа: «Клянусь Аллахом, я не воевал с вами для того, чтобы вы читали намаз, держали пост, совершали хадж или платили закят. Я воевал с вами, чтобы стать вашим правителем»[4].
Можно сказать, что борьба, которую вели Муавия, Йазид и все сыновья Умайи против народа и особенно против Ахли Бейт, была направлена на захват материальных возможностей, который давал халифат. То есть речь не шла о защите исламских ценностей или представлять общину мусульман.
«Мы есть время, кого мы возвысим, тот возвысится, кого мы унизим, тот будет унижем»[5]. Эта логику можно распространить на всех сыновей Умайи.
Если до этого периода государственное управление было проникнуто логикой поклонения, то в последующий период стали руководствоваться логикой разграбления ради должности.
Др. Хайдар Баш
[1] проф. доктор Хайдар Баш. "Имам Али", с. 647-648
[2] Исра, 33
[3] Тариху'л-Хулефа, с. 71
[4] Шарх-у Нахджу'л-Балага, и. 4. с. 16
[5] Хайату'л Имами'л Хусейн, т. 2, с. 138-139
Источник: Др. Хайдар Баш "Достопочтенный Имам Хусейн(а)"
Источник: Др. Хайдар Баш. "Жизнь Достопочтенного Имама Али (кв)"