Январь, наверное, самый зимний из всех месяц. Время года, когда со всей определенностью природа дает знать, что наступила настоящая зима. В декабре были еще кое-какие сомнения. То снега долго не было, как у Пушкина в «Евгении Онегине». Помните начало V главы:
В тот год осенняя погода.
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе.
То оттепели, которых в последнее время в декабре переизбыток. Но вот наступает январь. И – шутки в стороны!
Не об этом ли у Вивальди, в его гениальном цикле «Времена года», в той части, что посвящена зиме, январю?
Концерт «Зима» Вивальди такой же странный и противоречивый, как и его жизнь. Удивительно, но свое название этот цикл получил почти случайно…
В жизни Вивальди много чего странного и удивительного. Начать хотя бы с того: мало кому известно, что Вивальди был священником! Священником, которому было суждено увековечить славу Венеции, Светлейшей, города-империи, некогда правившей миром и к XVII веку, исчерпавшей свой жизненный ресурс.
Музыка гениального венецианца словно бы увенчала собой гибель города, потерявшего независимый статус. Венецию сначала завоевал Наполеон, а потом ее отдали под юрисдикцию Австрийского императора. Смерть Венеции наступит вскоре вслед за гибелью Вивальди, спустя 50 лет.
И еще одно удивление - судьба творческого наследия композитора. Вивальди по-настоящему откроют только к началу ХХ века. Почти двести лет одиночества!
Впрочем, какую еще судьбу может посулить эта вечно погружающаяся в волны Адриатики Атлантида? Только такую, какая была у Антонио Вивальди.
Жизнь гениального композитора, священника «не служившего мессы» и творившего для светского театра всегда была окружена сплетнями и домыслами.
Весьма возможно, что семейству «рыжих» Вивальди, как называли их в Венеции из-за необычного цвета волос, довлел злой рок.
Многое удивляло в их жизни – глава семьи, известный цирюльник и парикмахер, а прославился как виртуозный скрипач, который даже руководил оркестром собора Сан-Марко. Но настоящую славу семейству принес – их старший сын Антонио. Соседи долго был памятен замечательный праздник, который отец устроил в честь возведения в сан священника своего первенца. Потом с интересом следили за тем, как этот астматик со слабой грудью, рыжий заморыш, пытается совершить подвиг Геракла – поднять с колен общественный театр Сант’Анджело.
И если свои многочисленные концерты Вивальди сочинял с необыкновенной легкостью виртуоза, то в жизни ему постоянно сопутствовали разные злоключения.
Одним из главных лейтмотивов злоключений Вивальди была зависть. Она преследовала его всю жизнь. В вину Вивальди ставилось все: найм недешевой гондолы с гондольером для поездок на работу в сиротский дом Пьета и по другим делам, благоволение сильных мира сего, находчивость с которой совсем еще юный композитор нашел способ продвинуть свои творения - посвятить их современным ему небожителям, или олигархам, сопутствующая ему с ранних лет громкая слава, быстрота с которой из-под его пера вылетали большие музыкальные произведения и многое другое. Так случилось, что юноша из небедной семьи хорошо рано понял цену деньгам, не хотел и не мог позволить себе «дарить» свои произведения. Многим это кажется грехом.
Но самая, пожалуй, загадочная страница в его жизни – это история с певицей Анной Жиро, никем не доказанный роман, овеянный сплетнями.
Дело все в том, что Вивальди не был женат. Ведь он был священником. Но для какого итальянца, будь он – хоть сам Папа Римский, связь с женщиной является препятствием? Упомянем тут, кстати, а может совсем не кстати, замечательный фильм «Жена священника» с Марчелло Мастрояни и Софии Лорен…
Единственное, что несомненно, композитор боготворил певицу, обладавшую вдохновлявшим его голосом. А была ли она только его музой, история об этом умалчивает.
Мне кажется, что Чичилия Бартоли как нельзя кстати соответствует прототипу Анны Жиро. К тому же никто лучше нее не поет Вивальди!
Возвращаемся к зиме… Хотя на самом деле сам Вивальди никогда не писал такого цикла «Le quattro stagioni». Его цикл из четырех концертов в первоначальном варианте носил название «Музыкальные инвенции».
А «Зимою» эта волшебная музыка стала в нашем воображении. И это – почти единственный эпизод, который до сих пор никто из его поклонников не пытается оспорить!
Зимою не принято устраивать склоки. Лучше поддадимся очарованию искристого льда, парчовой роскоши снега и тишины, которым вторят грациозно угасающие, словно день, скрипки…