Частенько в последнее время слышу от людей даже нерелигиозных библейское «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Фразу эту цитируют теперь, как правило, в качестве доказательства того… что нужно любить себя. Мол, пока себя как следует не полюбишь, ты и ближнего возлюбить не сможешь. Казалось бы, в этом есть своя логика. Но не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять – такая трактовка заповеди Христа служит лишь попыткой оправдать эгоизм.
Человек и без того самолюбив, как и любое другое существо. Это заложено самой природой, иначе жизнь на Земле не могла бы продолжаться. Птички перестали бы с утра до ночи искать корм для пропитания себя любимых. Караси перестали бы спасать себя любимых от щук. А человек перестал бы ходить на работу, чтобы обеспечить себя, любимого, тёплой норой в многоквартирном доме и тачкой пороскошней. И если убедить человека, что «возлюбить себя» - это на пользу обществу, эгоизм его станет безграничным.
Увы, эгоистическая трактовка библейской фразы гуляет по миру, завоёвывает умы самовлюблённых представителей рода человеческого и позволяет им быть эгоистами уже безо всяких тормозов. Признаки этого проявляются и в художественных произведениях. Я заметил их, например, в свежем фильме катастроф «Гренландия» (Greenland).
По сюжету мимо Земли пролетает межгалактический астероид, в силу некоторых космических обстоятельств резко меняет траекторию, и то, что должно было стать красивым зрелищем для землян, превращается в конец света. Куски астероида и сопутствующих ему небесных тел валятся на планету, уничтожая целые мегаполисы.
Американское правительство активирует программу спасения граждан, наиболее полезных для будущего выживания цивилизации, и приглашает «счастливчиков» их семьи собираться на военных авиабазах для эвакуации. В число спасаемых попадает и главный герой, сыгранный Джерардом Батлером. Вместе с женой и семилетним сыном он ломится по заполненным паникующими соотечественниками большим и малым городам к заветному бункеру где-то в Гренландии.
Ожидаемо, в фильме часто ведут себя эгоистично отрицательные персонажи. Мародёры в приступе дикого вещизма грабят магазины и тащат предметы, которые точно не пригодятся в погибающем мире. Банда бродяг пытается отнять у героя браслет, служащий пропуском к самолётам-эвакуаторам, а, казалось бы, добродушный здоровяк вместе с браслетом умыкает и ребёнка (оправдываясь, разумеется, благими соображениями). Но вот, что удивительно – как законченные эгоисты ведут себя и центральные персонажи фильма!
Когда семья главного героя уезжает из родного городка, по дороге их останавливает соседка, умоляя взять с собой её дочку. Не берут! И в этом – вроде бы – есть житейский смысл: в сообщении об эвакуации даётся предупреждение, что в бункер будут допущены только члены семей избранных. Но драматургически это абсолютно антигеройское поведение – как нам станет известно далее, семейство находит способы протащить сына в спасительное убежище, даже когда им отказывают в этом. Значит, теоретически, они могли бы спасти и соседскую девочку, если бы не проехали мимо её матери, извиняясь и краснея при этом от стыда.
По дороге к авиабазе семилетний сынишка тоже устраивает проблему из-за себялюбия. В машине ему становится прохладно, он лезет в сумку за одеялом, и не замечает, как оттуда под сиденье вываливается пакет с необходимыми ему лекарствами. Именно это станет триггером для дальнейших неприятностей семейства. И, вроде бы, ничего такого – ну, мальчишка случайно обронил пакет. Но в этом тоже есть признаки эгоизма, ведь малец видел, как тщательно собирали багаж родители, однако с должным уважением к этим трудам не отнёсся.
Если с мальчишки взятки гладки, то совсем иное дело – взрослые. Его родители эгоистами выглядят на протяжении всего фильма. Когда возникают проблемы с посадкой на самолёт, они постоянно отвлекают военнослужащих, пытающихся как-то управиться с эвакуационной логистикой и одновременно сдерживающих паникующую толпу. Они требуют, чтобы в таких условиях военные (а позже санитары) занимались их и только их проблемами!
Мать ребёнка, когда обнаруживается пропажа инсулина, без тени смущения бросается грабить аптеку. Поступок оправданный, но если в других фильмах с похожими сюжетными поворотами поступок героев обычно смягчают более чёткими мотивировками, героиня «Гренландии» выглядит не лучше других мародёров и немногим лучше банды наркоманов, следом за ней забегающей в аптеку за сильнодействующими препаратами.
Тем временем герой Джерарда Батлера прибегает с найденным инсулином на авиабазу, залезает в военный транспортник, а не обнаружив там семью, требует снова открыть дверь. На это уходят считанные минуты, но минут этих хватает, чтобы самолёт уже никуда не улетел, - безумствующая толпа прорывается через оцепление, устраивает пожар, и самолёт взрывается (скорее всего, с какой-то частью пассажиров и экипажем). А виновник этому – персонаж Батлера, помешавший самолёту вовремя взлететь.
Этот «подвиг» он повторяет ближе к концу фильма, останавливая уже не большой военный самолёт, но лёгкий частный двухмоторник. Пилот пытается его образумить, справедливо указывая на то, что самолёт переполнен и с дополнительными пассажирами может попросту не долететь до заветной базы в Гренландии. Впустую – «герой» заставляет взять себя и свою семью на борт, угрожая не дать самолёту взлететь и даже прибегая к попытке обмана относительно собственного веса.
Переполненный самолёт до Гренландии всё же долетает. Но не успевает приземлиться. Упавший обломок астероида вызывает взрывную волну и летающее транспортное судно совершает далеко не мягкую посадку, во время которой погибают два человека. Если бы центральный персонаж не задержал вылет самолёта, этого, скорее всего, не произошло бы.
Самое ужасное даже не эгоистические поступки героев фильма, но то, что их моральную ущербность не замечают ни сценарист, ни режиссёр. Похоже, в какой-то момент им указали какие-то сторонние наблюдатели за съёмочным процессом (может, продюсеры?), что главный герой фильма выглядит полнейшим... нехорошим человеком. И тогда его образ решили хоть как-то улучшить, добавив сцену, где он с риском для жизни бросается спасать застрявшего в горящей машине незнакомца. Образу это помогает не слишком, а «героическая» сцена кажется вставной и необязательной.
Планета практически гибнет. Но жанр требует жизнеутверждающего финала, и вот перед титрами огромные двери гренландского бункера со скрипом открываются и на выгоревшую поверхность выходят горстки выживших. Радости за спасённую цивилизацию при этом не испытываешь, потому что с этими приверженцами принципа «полюби себя, тогда и на ближнего твоей любви хватит», её вряд ли ждёт что-то хорошее.