Создать дальневосточную авиакомпанию с преимущественно российскими самолётами Президент России поручил Правительству ещё в декабре 2019 года. Исполнять решение пришлось уже новому премьеру Мишустину в тяжёлый для правительства 2020 год.
Тем не менее, процесс идёт, контуры новой авиакомпании постепенно проясняются, приняты ключевые решения. В этой статье мы попытаемся разобраться какой всё-таки будет единая дальневосточная авиакомпания.
Структура авиакомпании
Изначально предполагалось, что авиакомпания будет создана на базе авиакомпании Ред Вингс, которая вместе с ОАК входит в контур управления госкорпорации "Ростех". Однако, во второй половине 2020 года было принято принципиальное решение выстроить структуру на базе авиакомпании "Аврора".
Для этого "Аврора" в конце прошлого года была выведена из состава группы "Аэрофлот" и передана в собственность правительства Сахалинской области. Теперь на базе "Авроры" будет формироваться новая дальневосточная авиагруппа с единым стратегическим планом развития. Помимо "Авроры" в группу войдут следующие авиакомпании:
- Якутия;
- Полярные авиалинии;
- Алроса;
- Хабаровские авиалинии;
- Сибирская лёгкая авиация (СиЛА);
- Камчатское авиапредприятие;
- Авиашельф (летает под именем "Тайга");
- ЧукотАвиа.
Собственники авиакомпании
Юридически авиакомпании группы сохраняют свою самостоятельность, но действуют в рамках единого стратегического плана (единая маршрутная сеть, единая система продаж, единая тарифная политика, единый план закупок отечественной авиатехники).
Авиакомпания "Аврора" получает в доверительное управление блокирующие пакеты (25%+1 акция) всех авиакомпаний входящих в группу.
В свою очередь, акции единой авиакомпании распределяются следующим образом:
- Сахалинская область - 50% -1 "золотая" акция;
- Республика Саха (Якутия) - 5%;
- Приморский край - 5%;
- Хабаровский край - 5%;
- Амурская область - 5%;
- Камчатский край - 5%;
- Магаданская область - 5%;
- Еврейская автономная область - 5%;
- Чукотский автономный округ - 5%;
- Республика Бурятия - 5%;
- Забайкальский край - 5%.
"Золотая акция" останется у государства. Таким способом принятие ключевых решений закреплено за Министерством по развитию Дальнего Востока и Арктики.
Маршрутная сеть
Разработана перспективная сеть из 535 маршрутов, которая позволит связать между собой 410 аэропортов и посадочных площадок в Дальневосточном федеральном округе. 66 из указанных маршрутов являются межрегиональными, а 469 - местными (в пределах одного региона ДФО).
Единой авиакомпании поставлена задача увеличить авиаперевозки внутри Дальневосточного федерального округа в 2 раза, с 1 миллиона пассажиров в 2019 году до 2 миллионов в 2025 году. Около 300 тысяч должно ежегодно перевозиться на местных линиях, около 1,7 миллиона - на межрегиональных.
Авиапарк
Приоритет при формировании парка группы отдаётся самолётам отечественного производства.
На первые 5 лет утверждён план закупки 45 российских самолётов, в том числе:
- Суперджет - 8 самолётов (поставки от 1 до 3 самолётов в год на усмотрение авиакомпании "Аврора". Первый самолёт будет передан в 2021 году);
- Ил-114-300 - 19 самолётов (3 самолёта в 2023 году, по 8 самолётов - в 2024 и 2025);
- Л-410NG (модернизированная и локализованная версия Л-410) - 6 самолётов (поставки с 2022 года);
- ЛМС-901 "Байкал" - 12 самолётов (поставки с 2023 года).
Владельцем самолётов будет Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК).
Кроме озвученного выше плана закупок у авиакомпаний группы есть собственные планы и обязательства, утверждённые ранее.
"Якутия" имеет контракт на покупку 10 Суперджетов. Озвучивались планы по увеличению заказа до 19 самолётов с поставкой до 2024 года. Авиакомпания также проявила интерес к эксплуатации МС-21.
"Хабаровские авиалинии" объявили о готовности начать эксплуатацию 3-х Суперджетов.
"Полярные авиалинии" заказали 3 самолёта Ил-114-300 (стартовый заказчик, план до 2029 года - 23 самолёта) и 10 самолётов Л-610.
Авиакомпании группы также заказали около 40 вертолётов Ми-8, Ми-117, Ка-62.
Топ 5 наших статей в 2021 году:
Канада и Япония на выход? Конкуренты Суперджета и Ил-114 сходят с дистанции
Россия не уступила Боингу. Полёты 737 MAX по-прежнему под запретом
Крупнейшие авиапроизводители мира 2020. В плюсе только Россия и Китай
Аттракцион невиданной щедрости. Какие подарки получил Аэрофлот от Боинга и Эйрбаса?
Количество отечественных самолётов в авиакомпаниях России резко выросло несмотря на кризис