Дебют автомобилей из Китая на Российском рынке состоялся в 2004 году. Первоначально потребитель воспринял скептически неизвестные ему марки, к тому же, сработала и негативная репутация всего, что связано с товарами из поднебесной (по крайней мере, так было в то время). Но, ситуация менялась довольно быстро – уже спустя два года, большинство марок китайских машин было сложно достать и ассортимент дилеров стал весьма ограничен (пожалуй, за исключением внедорожников Great Wall). В то время, новый производитель заходил на наш рынок фактически ежемесячно. «Детские» болезни тоже присутствовали – проблемы с электрикой, люфты и скрипы. По утверждениям экспертом – временные трудности, связанные с налаживанием массового производства и быстрым расширением мощностей. Основными проблемами в продвижении брендов были: соотношение стоимости – качества (решение в переносе сборки на территорию РФ и страны СНГ, в большей степени), отсутствие какой-либо поддержки дилеров со стороны производителей, непродуманный маркетинг, плохая организация сервисного обслуживания. Посмотрим, что изменилось за последние годы: доля на рынке, цена и качество, конкурентность.
Новый виток «китайского» нашествия
В настоящее время, ряд крупных автопроизводителей из КНР создают на территории России крупнейшую сеть дилерских центров. Высокая скорость развития здесь связана с низким порогом вхождения на рынок для продавцов, в плане начальных инвестиций, неприхотливостью – большая часть, вновь открываемых центров представляют собой микроплощади или соседствуют с другими изготовителями. За исключением Haval и Geely, дилерство по китайским маркам сейчас получают все подряд: в результате, 70% автосалонов-продавцов не являются полноценными дилерскими центрами. Наибольший прирост по развитию сетей (на весну 2020 года) произошёл у Haval, JAK, Changan и Geely (при этом, есть исключения – Lifan и Chery сократили своё присутствие).
«Подобный подход несёт в себе и целый ряд рисков: слабые дилеры означают не эффективные продажи и высокий % банкротства для многих из них»
Общая доля автосалонов, реализующих китайские авто, сегодня составляет 19% дилеров в нашей стране. Несмотря на это, доля «китайцев» на Российском рынке не превышает 2,5%.
Амбиции «китайцев» или, на что расчёт?
Исключением из общего правила с низкой требовательностью к качеству дилер-центров являются Haval и Geely: уровень подхода здесь соответствует лидерам мирового рынка. Благодаря этому, две указанные марки успешно заняли бывшие фордовские шоу-румы (после ухода последнего из нашей страны), сохранив подготовленные коллективы сотрудников. В целом же, расчёт на максимально быстрое расширение сети продавцов, где «прогоревших» сменяют новые, принцип синергетики: количество переходит в качество.
Наиболее перспективными здесь выглядят Haval и Gleely (до конца года могут нарастить объёмы продаж на 50%). На фоне общего падения продаж авто в нашей стране, реализация именно китайских машин наоборот, выросла на 10%. При сохранении существующей тенденции, в течение ближайших пяти лет, начнётся конкуренция уже между производителями из поднебесной друг с другом, в результате чего, на рынке останется 5-10 основных марок в нише 15-20% общего авторынка. Остальные будут приходить и уходить.
Вывод
Качество автомобилей из Китая заметно выросло и проблемы остаются, пожалуй, только у Российской сборки. Производственные мощности открываются на территории СНГ и РФ. С учётом приведённых выше данных, следует обратить внимание на именно лидеров рынка (сюда можно отнести так же: Lifan и Chery – сокращения вызваны локальными причинами: остановка производства на заводе в РФ у первого и т.п.). Цены стали более адекватны и конкурентны, при этом, ряд производителей переключается на кроссоверы (SUV), начинает конкурировать уже в более высокой ценовой нише. В целом, переход на SUV можно отнести к общей стратегии для всех брендов из поднебесной: речь об освоении продукта с более высокой маржой.
Сравнивая с Японскими и Корейскими авто в тех же классах, следует отметить более доступные цены на «китайцев» при том же или лучше уровне оснащения, качество сборки пока немного уступает, главный недостаток – ликвидность б/у моделей: всего через несколько лет теряют большую часть своей стоимости. Возможно, через какое-то время, ситуация с ликвидностью изменится за счёт постепенного повышения репутации китайских производителей и расширения сети сервисных центров обслуживания в нашей стране.