Такого года, как 2020-й, не было уже давно. Если хотелось топать на него ногами и кричать: «Кыш! Кыш!», вы не одиноки. Тем не менее, для рынка недвижимости он не стал провальным. Более того, новые обстоятельства оказались для многих застройщиков неким «волшебным пинком», который дал стимул для дальнейшего развития.
Итак, год начался с отставки правительства в январе (для России это было важное событие). Потом СМИ все чаще стали упоминать о странном вирусе из Китая. Первые цифры никого не пугали: например, на 20 января 2020 года было зарегистрировано всего 218 случаев заражения коронавирусом.
Однако уже 11 марта Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) сообщила, что вспышка новой инфекции – не что иное, как пандемия.
В кратчайшие сроки распространение COVID-19 и меры по борьбе с ним привели к масштабным социально-экономическим последствиям по всему миру (закрытые границы, сложные дипломатические отношения между странами и т.п.).
К тому же, в начале весны обвалились цены на нефть, а вслед за ними рухнул рубль. Люди испугались, что потеряют накопленное (уже были ситуации, когда национальная валюта превращалась в пыль) и рванули в офисы строительных компаний: превращать сбережения в недвижимость.
Но длилось это недолго: в стране объявили режим самоизоляции. В мегаполисах выходить на улицу без необходимости было практически запрещено.
Большинство компаний перешли на «удаленку» или закрылись совсем. Многие потеряли работу или их доходы существенно снизились. В условиях локдауна и тотальной неизвестности россияне решили не расставаться с деньгами и взять паузу с крупными покупками.
Так и случилось мощнейшее проседание спроса и обвал продаж.
Застройщикам пришлось срочно искать какой-то выход, иначе вся отрасль могла бы совсем «загнуться». И они в экстренном порядке перешли в «онлайн». Виртуальный просмотр квартир, видеоэкскурсии по стройкам и локациям, удаленное бронирование понравившихся лотов, дистанционное заключение ДДУ и проведение сделок – все это пришлось реализовывать галопом по Европам. Тем не менее, большинство этих инструментов успешно «обкатали» и продолжают использовать сегодня.
Но увеличить продажи они почти не помогли.
Власти поняли, что строительную отрасль надо спасать, и придумали льготную ипотеку под 6,5%. И это сработало. Зная, что действие программы ограничено по времени (до 1 ноября 2020 года), народ побежал брать кредит под выгодный процент. Сметали лоты во всех сегментах, от «стандарта» до «премиума».
Благодаря этому в середине лета спрос восстановился, а начиная с августа показал небывалый рост. Обороты сбавили лишь когда правительство объявило о продлении программы до 1 июля 2021 года. Вот тут уже россияне получили передышку и возможность взвешенно подойти к покупке квартиры.
Однако у программы льготной ипотеки оказался побочный эффект.
Как только резко вырос спрос, пошли «в рост» и цены на квадратные метры. В итоге выгода между льготной ставкой и возросшей стоимостью недвижимости почти нивелировалась.
На рост цен также повлияло сокращение предложения на первичном рынке (аж на 25% по сравнению с прошлым годом) и удорожание стройматериалов из-за роста курса валют. В итоге в течение года по стране квартиры подорожали на 15-20%, в зависимости от жилого проекта и его местоположения.
В Петербурге квадратный метр, в среднем, стал дороже на 25%, в Ленобласти – на 23%.
Самыми популярными квартирами, как и в прежние годы, остались студии и «однушки», а также компактные «евродвушки», хотя благодаря льготной ипотеке некоторые покупатели смогли себе позволить и более просторные квартиры. Средняя площадь приобретаемого жилья в 2020 году составила 40-42 метра.
Особенное внимание покупатели уделали функциональности планировок и качеству самого проекта. Для них оказалась важна благоустроенность и безопасность внутренней территории, наличие поблизости парка или сквера, магазинов, гипермаркетов, детских садов, школ, поликлиник.
Чаще всего покупали квартиры в домах высокой степени готовности или отдавали предпочтение новой вторичке.
Перспективы 2021 года пока туманны. Эксперты боятся делать предположения, так как не понятно, какой будет ситуация с коронавирусом.
Если не введут жесткий режим самоизоляции и форс-мажора, цены будут расти весьма умеренно, без резких рывков, в соответствии с сезонным спросом. Покупательская активность будет весьма умеренной, со склонностью к постепенному снижению.
А диджитализация продолжит набирать обороты, ведь «удаленка» останется частью новой реальностью даже после окончания эпидемии.