Когда я сделала первую публикацию с новогодними открытками, сразу несколько читателей спросили в комментариях: «А где же Зарубин?!»
Но об этом художнике не хотелось говорить походя, кратко. Поэтому я публикую отдельный материал, посвящённый открыткам замечательного художника.
Владимир Иванович Зарубин (1925-1996) был младшим из трёх сыновей. Отец был внимателен к мальчишкам и подмечал их способности. Так старший сын уважал технику, средний увлекался музыкой, а младший любил рисовать. Вот как сам Владимир Иванович вспоминал своё детское увлечение:
С детства очень люблю зверушек, птиц. Вот и сейчас на балконе кормушка с салом. Утром дятел прилетал... Насколько помню, и первый мой в жизни рисунок связан с животными и с... улыбкой: бежит лошадь, а у неё из-под хвоста «яблоки» падают. Мне пять лет тогда было, так этот рисунок по всей деревне из рук в руки переходил. Там же, в сельском доме, впервые приобщился к искусству. Отец приносил много книг по живописи, имел неплохую (а по меркам сельской местности — просто замечательную) — в пять тысяч экземпляров — коллекцию открыток.
Во время Великой отечественной войны Зарубины жили в Лисичанске. Оттуда шестнадцатилетнего паренька угнали в плен в немецкий трудовой лагерь города Рур. Там Владимир пережил страх, голод, издевательства и жестокость. Чудом вернувшись домой, он ещё пять лет отдал службе в армии, увлекался боксом и стрельбой. А в 1949 году Зарубин вернулся к детскому увлечению — работал художником в Министерстве угольной промышленности и на заводе.
В 1956 году художник учился в вечерней школе, а параллельно получал образование на курсах художников-мультипликаторов при киностудии «Союзмультфильм». Зарубин участвовал в создании таких известных мультфильмов: «Жил-был пёс», «Маугли», «Путешествие муравья» и многих других.
Интересная история произошла с открыткой с ежами, которую художник нарисовал к женскому дню. Это хоть и не новогодняя история, но достойная внимания.
Сначала ёж был нарисован в сапогах, однако худсовет подверг критике это решение. Животные не могут носить обувь! Тогда художник придал ёжику такое движение, будто ему холодно и тот встал на носочки. Каждый герой был для Зарубина как родной!
Сам Владимир Иванович так описывал свои творческие поиски:
Мне вообще трудно работать по заказу. Всё своё изобретаю сам. А рисовать тянет всегда. Даже если занемог, просто ложусь и думаю. Открытку или конверт вначале «обкатаю» в голове так, что потом на бумагу всё переходит очень быстро. Но затем перерисовываю сюжеты порой по нескольку раз: закончу, как будто, присмотрюсь — нет, не совсем то. Берусь вновь добавлять, убирать детали рисунка. Маленькая сказка в рисунке...
Открытки Зарубина ждали, их дарили и коллекционировали. В сумме они вышли громадным тиражом 1 588 270 000 экземпляров.
Художник рисовал до последнего дня своей жизни.
Когда у Владимира Ивановича спрашивали, что является главным в его творчестве, он неизменно отвечал: «Рисую конверты и открытки с моими зверушками, надеясь на самое важное: может быть это поможет людям стать чуть добрее».
Берегите вдохновение!
Ваша К. С.