Словом "Пермь" исторически называли не индустриальный город на Каме, а земли, лежавшие гораздо дальше, в предгорьях Северного Урала. Слово "Пермь" происходило от "Пере маа", что означало "Далекая земля", "Задняя земля" или "Земля за Волоком", что недвусмыслено говорило об удаленности и труднодоступности этих мест.
Населяли Пермь схожие по языку финно-угорские народы - коми. Тех, кто жил севернее, русские называли зыряне, а тех, кто южнее - пермяки. Поэтому исторически и Перми было две: зырянская Пермь Малая в бассейне Вычегды, и пермяцкая Пермь Великая в бассейне Камы. Обе они были по очереди присоединены к России: Малая Пермь - в конце 14 века, Великая Пермь - в 15 веке.
....В 1379 году на Вычегду пришел из Великого Устюга миссионер Степан Храп, позднее известный как Стефан Пермский. Его отцом был русский дьяк Симеон, матерью - зырянская крестьянка Мария. Стефан хорошо знал зырянский язык, перевел на него Священное писание, и был благословен на христианизацию Малой Перми.
Первую проповедь Стефан начал в устье Вычегды, на месте нынешнего Котласа. По легенде, язычники сначала хотели сжечь его заживо, но не смогли - и остановило их даже не чудо какое-нибудь, а полное отсутствие страха и ненависти со стороны миссионера. Потрясенные этим зыряне отпустили Стефана, стали прислушиваться к его проповедям, и вскоре приняли Крещение. Стефан направился вверх по Вычегде, обращая в православие село за селом, и к 1380 году достиг Усть-Выми:
Здесь он вступил в духовный поединок с верховным жрецом Памой. По легенде, Стефан и Пама должны были выдержать испытания огнём и водой: пройти сквозь горящую избу и проплыть с берега на берега подо льдом Вычегды. В сущности, оба испытания значили верную смерть, но главное было то, что пройти их Стефан и Пама должны были вместе, связанные за руки одной цепью. Вопрос был лишь в том, чья вера окажется крепче. Пама испугался и побежал прочь из огня, и тем самым спас и Стефана. После этого зыряне окончательно поверили православному миссионеру. Малая Пермь в год Куликовской битвы стала частью России, а Стефан Пермский - первым её епископом.
Тогда же он создал Анбур - уникальный коми-зырянский алфавит на основе кириллицы и греческого алфавита, использовавшийся до 17 века. Древнейшая надпись на коми языке анбуром относится к концу 14 века, на иконе "Зырянская Троица". Ни один угро-финский народ, за исключением венгров, не мог похвастаться подобным.
Впрочем, многие остались язычниками. Пама и верные ему люди ушли за Урал, где постепенно рассеялись. Осталась легенда о Золотой Бабе - главном зырянском идоле, который они спрятали то ли на горе Тельпозис (высшая точка Северного Урала, 1672м, в переводе "Гнездо ветров"), то ли в болотах Оби.
Центром Усть-Выми был так называемый Владычный городок, ныне переданный Михаило-Архангельскому монастырю. Именно здесь было древнее капище, разрушенное Стефаном Пермским. Простые и скромные церквушки относятся к 18 веку, хотя в дереве существовали с 1380-х годов. Ансамбль Владычного городка в советское время понес большие утраты, но все-таки по-прежнему интересен. Слева направо: Введенская часовня из деревни Камсамас (1882), часовня Всех Святых над могилами пермских епископов (воссоздана в 1996), церковь Стефана Пермского (1755-67), церковь Михаила Архангела (1795-1806).
Вид со стороны села:
Здесь ансамбль дополняет Птица Счастья - 12-метровый флюгер, поставленный к 625-летию описанных выше событий. Птицы Счастья - явление на Севере распространенное, но в виде флюгера я вижу такую первый раз. Возможно, это крупнейшая существующая Птица Счастья:
Церкви поближе:
С обратной стороны - здесь виден Святой источник в овраге, которому поклонялись еще язычники:
Церковь Стефана Пермского - старейшее здение республики Коми. Внутри маленький бесстолпный зал, росписи 19 века. Не очень красиво, но действительно свято.
Здесь же стоит маленький Введенская часовенка из деревни Камсамас. В Республике Коми сохранилось несколько десятков (а то и сотен) деревянных церквей и часовен 19-20вв., но все они подобны этой часовенке, и сильно проигрывают своими аналогам в "русских" регионах Севера.
От надмогильной часовни через овраг перекинут мост:
О "крепости" на том берегу - чуть позже. Здесь же стоит церковь Михаила Архангела, построенная по образцу церкви Стефана Пермского.
У обеих церквей очень простая и необычная архитектура. Что-то вроде "устюжского барокко" - но только упрощенного и измененного неимоверной удаленностью этого края.
Загадочный "острог" на противоположном берегу оврага привлек мое внимание сразу. Я долго бродил вдоль деревянных стен, пытаясь понять, что это. Этнографический музей в оригинальном оформлении? Попытка реконструкции Владычного городка 15-16 веков? Все двери были заперты, и наконец я нашел звонок, в который не замедлил позвонить.
Открыл мне монах "в штатском", и рассказал, что это закрытая территория Михаило-Архангельского монастыря. Старинный Владычный городок открыт для всех желающих, а здесь живут сами монахи, и войти можно только по благословению игумена. Монах был очень доброжелателен, рассказал обстоятельно обо всех старинных постройках Усть-Выми, несколько раз извинился, и только потом ушел. Как я понял, большая часть монастырских построек современна:
За исключением Преображенской церкви 19 века из какого-то другого села:
Усть-Вымь - село довольно большое (на некоторых кадрах даже видны пятиэтажки), но тем не менее... Я долго удивлялся, почему в Коми нет музея деревянного зодчества - а приехав, понял, в чем дело. Сохранность сельской архитектуры тут поразительна! Многие маленькие деревни, виденные мной из окна автобуса, могли бы стать музеями даже без добавления новых построек. . Усть-Вымь в этом смысле проигрывает маленьким деревням, и все же вот подборка местных изб, которые на языке коми называются "керки".
Здесь же дом купца Камбалова - почти городской особняк. За деловитость и образованность коми в 19 веке называли "евреями Севера". Считается, что по уровню грамотности они уступали в Российской империи лишь немцам и евреям. Среди селян были настоящие миллионеры, а хотя бы пара вот таких особняков имелась в почти каждом крупном селе:
Вот так Усть-Вымь выглядела лет 100, а то и 500 назад....