Найти тему
Clemence Taralevich

Могилы польских летчиков Royal Air Forces восточнославянского происхождения на Northwood Cemetery, London.

Сдерживаюсь чтобы не излить желчь, ибо у нас объявили новый локдаун. Ладно, посмотрим как оно будет, ибо народ уже реально негодует, достаточно поглядеть любые комменты - BBC, The Sun, Daily Mail. С другой стороны, мнение народа никогда не волновало элиты, и особенно по важным вопросам.. Ух, ладно! Слава богу, у меня скопилось немного материала с праздников.

На кладбище Northwood Cemetery, что в округе Hillingdon, мне встретилась целая отдельная секция польских пилотов в составе британских Royal Air Forces периода II мировой войны. Привлекла она меня тем, что в ней я насчитал порядочно людей с восточнославянскими фамилиями, включая 2 пилотов конкретно русского (в широком смысле) происхождения. И вообще чем больше читаю я про межвоенную Польшу, тем больше влечет меня что страна, что тот ее жизнь именно в тот период. Другое дело, что жизнь многонациональной Польши...не сказать что была очень счастливой. Все там ненавидели друг друга - Поляки, Евреи, Украинцы & Беларусы, Немцы, Русские...Нет, diversity is not a strength, хотя чего я буду метать бисер перед свиньями?

Northwood Cemetery - секция посвещенная польским пилотам
Northwood Cemetery - секция посвещенная польским пилотам

Ниже я прилагаю фото с могилами и деталями польских пилотов с восточнославянским следом. На сайте кладбища есть, кстати, отличная страница с фотографиями летчиков, посвященная этой экспозиции.

Описание с сайта:

Летом 1940 года во время битвы за Британию 145 польских летчиков совершали вылеты вместе с Королевскими ВВС.

После поражения в войне с немцами они эвакуировались сначала во Францию, а затем в Великобританию. Они оставили свои дома и оставили свои семьи. Но они пообещали продолжить борьбу с нацистами с британской земли под лозунгом «За вашу и нашу свободу».

К концу Второй мировой войны около 19 000 мужчин и женщин присоединились к реформированным ВВС Польши в Великобритании. Многие из них базировались в RAF Northolt с многочисленными польскими истребительными эскадрильями, которые прилетали оттуда. 2408 человек погибли. 54 были похоронены на кладбище Northwood, а также другие, которые умерли впоследствии.

54 человека похоронены на участке кладбища, принадлежащем Комиссии по военным захоронениям Содружества.

Вот полный список летчиков. Черным я отметил тех, что с нашим следом:

  • Adamek, Mieczysław
  • Andruszków, Tadeusz
  • Bełc, Marian
  • Benoit, Wiesław
  • Borowski, Jan
  • Brygider, Roman Marian
  • Brzostowski, Marian Zenon
  • Cebrzyński, Arsen
  • Dąbrowski, Józef
  • Dec, Józef Wincenty
  • Ferić, Mirosław
  • František, Josef
  • Gierczycki, Jerzy Janusz
  • Godlewski, Sylwester Jerzy
  • Gottowt, Eugeniusz
  • Gruszka, Franciszek
  • Grzeszczak, Bogdan
  • Habela, Adam Tadeusz
  • Hryniewicz, Lucjan
  • Jakubowski, Jan
  • Januszewicz, Wojciech
  • Kawczyński, Julian
  • Kordasiewicz, Marian
  • Kierski, Kazimierz Maksymilian
  • Kinel, Zygmunt Jan
  • Kosarz, Wilhelm
  • Kotarba, Henryk
  • Krieger, Tadeusz Adam
  • Machowiak, Marcin
  • Marszałek, Zbigniew Józef
  • Mielnicki, Jerzy Andrzej Wojciech
  • Mierzwa, Bogusław
  • Musiał, Jan Władysław
  • Narucki, Aleksander Ryszard
  • Paszkiewicz, Ludwik Witold
  • Plenkiewicz, Antoni Stefan
  • Osieleniec, Kazimierz
  • Radkowski, Tadeusz
  • Rytka, Marian
  • Samofał, Kazimierz Adam
  • Siudak, Antoni
  • Śledziński, Bronisław
  • Szajda, Władysław Jan
  • Towstiejko, Zdzisław Marian
  • Wapniarek, Stefan
  • Weyers, Wojciech Marian Jerzy
  • Wielgus, Stanisław
  • Wojda, Stefan
  • Wójtowicz, Stefan
  • Wyszkowski, Stanisław
  • Załuski, Jerzy Sergiusz
  • Zawistowski, Tadeusz
  • Żukowski, Aleksy
  • Zych, Jan
-3

Пилот в ранге старшего сержанта Tadeusz Andruszków (Львов 11.11.1920 - в небе над Британией 27.08.1940).

Биография:

В 1936 году поступил в Учебное училище сержантов ВВС Польши в Быдгоще. В 1939 году получил квалификацию летчика-истребителя в Кросно, был направлен в 6-й полк ВВС, Львов, и присоединился к 162-й истребительной эскадрилье.

После боев в сентябре 1939 года часть была эвакуирована в Румынию. Андрушков в конце концов добрался до Франции, где начал тренироваться на французских самолетах в Коньяке. Когда Франция пала, он сбежал в Англию, прибыв туда в июле 1940 года. 21 августа Андрушков был отправлен в 303-ю эскадрилью в Нортхолте.

Он был сбит над Хоршемом и погиб, когда его самолет, Hurricane V7246, упал в огне на ферме Холивич в Каудене.

Пилот в ранге сержанта Stefan Wójtowicz (Wypnicha, Любельское Воеводство 19.06.1919 - Biggin Hill, London 11.08.1940).

Биография:

Сын Станислава и Вероники в девичестве Пейта. После окончания начальной школы в 1936 году он поступил в Унтерскую школу для несовершеннолетних в Быдгоще, а в 1939 году окончил ее в Кросно. В сентябрьской кампании он сражался в составе 111-й истребительной эскадрильи в составе бригады преследования. 18 сентября он пересек границу с Румынией в Снятине. Затем он отправился во Францию. 13 мая 1940 года он был прикомандирован к группе из 20 пилотов, которые должны были распределить самолеты с заводов по эскадрильям, и уехал в Шатодан, но 19 июня его отозвали в Лион и отправили в 3-й Ключ дымохода «Ку». К. Кузян, которому предстояло защищать S.N.C.A.O. в Нанте.

После разгрома Франции через Африку он пробился в Англию, вступил в Королевские ВВС, где получил служебный номер P-5024. После обучения 2 августа 1940 года он вошел в эскадрилью 303. 3 сентября во время вынужденной посадки на поврежденный Hawker Hurricane Mk. А РФ-Ф получил легкое ранение.

7 сентября во время боя в районе Эссекса с немецкой бомбардировочной экспедицией он сбил два Dornier Do 17.

Он погиб в бою 11 сентября 1940 года - после падения Me 109 он сам был ранен в голову другим Me 109, и его Hurricane RF-B разбился около Биггин-Хилл - Хогтроу-Хилл около Вестерхэма.

-4

Пилот в ранге сержанта Ludwik Witold Paszkiewicz (Воля Галензовска, Люблинская Губерния 21.10.1907 – сбит под Лондоном 27.09.1940)

Биография:

Родился в семье Людвика и Янины. Учился в Варшавском технологическом университете, затем во Львовском политехническом институте. В 1931 году после его окончания поступил на военную службу. После завершения курса кадетского резерва в Молодечно, Пашкевич поступил в Польскую военно-воздушную академию. 4 августа 1934 года он получил звание подпоручика (младшего лейтенанта). Затем его направили в польскую 112-ю истребительную эскадрилью. В 1937 году ему присвоено звание лейтенанта (лейтенанта). В том же году он женился на Марии Пивницкой, а через год у них родилась дочь.

В 1939 году он стал командиром своей части. В августе он отправился во Францию ​​с военной миссией, чтобы купить самолет, где его застало начало Второй мировой войны. 18 мая 1940 года Пашкевич стал командиром вновь сформированного подразделения Groupe de Chasse II / 8. В битве за Британию отделение совершило 33 вылета, но так и не встретило противника.

21 июня 1940 года Паскевич прибыл в Великобританию. 2 августа он был отправлен в No. 303 Польская истребительная эскадрилья. 30 августа во время тренировочного полета он не подчинился приказу и сбил истребитель Messerschmitt Bf 110. Ему был официально объявлен выговор и неофициально поздравил начальник. После личной рекомендации эскадрильи Келлета на следующий день эскадрилья была объявлена ​​оперативной. 11 Группа РАФ. Его победа была изображена в фильме «Битва за Британию».

6 сентября он стал командиром звена B, когда предыдущий командир Вацлав Лапковский был ранен. На следующий день Пашкевич сбил два легких бомбардировщика Dornier Do 17. 11 сентября он сбил еще один Bf 110, а 15 сентября стал асом, сбив истребитель Bf 109.

26 сентября во время визита короля Георга VI No. 303-я эскадрилья была направлена ​​в сторону большого вражеского налета на Хэмпшир, Пашкевич захватил бомбардировщик Heinkel He 111.

27 сентября Пашкевич был сбит самолетом Bf 109 и погиб при аварийной посадке в Боро-Грин.

Его единственная дочь умерла от дифтерии в 1941 году. Его вдова участвовала в Варшавском восстании. В 1960 году она поступила в монастырь Непорочного зачатия в Шиманове, где получила имя Августина. Она умерла в 1995 году.

Капитан-пилот Wojciech Januszewicz (Кривец под Слонимом, Гродненщина 30.04.1911 - 05.10.1940)

Биография:

Войцех Янушевич во время учебы в средней школе окончил курс пилота планера. После курса планеризма он подал заявление о зачислении в Демблинскую школу орлят, но, несмотря на хорошее здоровье, его не приняли в нее из-за низкого роста. Попытавшись поступить в летное училище, он начал обучение в школе офицеров пехоты. По окончании училища, 15 августа 1934 года, ему было присвоено звание младшего лейтенанта и направлено в 21-й пехотный полк «Дети Варшавы». После многих усилий ему удалось пройти курс обучения летчика-истребителя, и в конце 1936 года его направили в 111-ю истребительную эскадрилью летчиком. 19 марта 1938 года Янушевич получил звание лётчика-лейтенанта и был назначен заместителем командира эскадрильи, которая через год вошла в состав бригады преследования, оборонявшей район Варшавы.

После начала войны 2 сентября 1939 года командир эскадрильи капитан Густав Сидорович был ранен. Его место занял лейтенант Войцех Янушевич, который был командиром до эвакуации 18 сентября. 6 сентября его самолет PZL P.11c был сбит истребителями Bf 109 из I./ZG 1 и совершил принудительную посадку недалеко от Заборова. В боях над Варшавой Войцех Янушевич одержал три воздушные победы, больше всех пилотов части.

Затем через Румынию он был эвакуирован во Францию, где воевал в составе ВВС Польши во Франции. После прохождения обучения в Лионе он был назначен командиром фронта Ки «Жан» во французской истребительной эскадрилье Groupe de Chasse II / 7. Он вступил в бой с первой группой польских летчиков 30 мая 1940 года. К сожалению, он не добился очередной победы в небе Франции. Вскоре наступило поражение, и Янушевич достиг Великобритании через Тунис и Гибралтар.

2 августа 1940 года он был переведен в 303-ю эскадрилью. 5 октября 1940 года пилотируемый им ураган «Хоукер» № P3892 был сбит самолетом Bf 109 над Ла-Маншем недалеко от английского города Хастинг. В тот же день в результате травм и ожогов Войцех Янушевич скончался.

-5

Пилот в ранге капрала Antoni Stefan Plenkiewicz (16.05.1921 Budków, Львовщина - в небе над Британией 27.04.1943)

Пилот-командир взвода Zdzisław Marian Towstiejko (Варшава 01.01.1920 - сбит в небе над Британией 14.04.1944)

-6

Пилот в звании поручика - Aleksy Żukowski / Алексей А Жуковский (Вильно 28.03.1911 - в небе над Британией 18.10.1940)

-7

Пилот в звании поручика - Arsen Cebrzyński / Арсений Владиславович Цебржинский (Батуми 08.03.1912 - Pembury, England - 11.09.1940).

Сын русского офицера Владислава Брониславовича Цебржинского (1888 - 1914) погибшего на I Мировой Войне и русской офицерши (!) грузинского происхождения Елены Константиновной Хечиновой или Хечинишвили (1890 - 1957).

Биография:

Он и его семья вернулись в Польшу в 1918 году и поселились в Варшаве. В 1932 году поступил в Авиационное кадетское училище в Демблине (VIII повышение). 4 августа 1934 года президент Республики Польша Игнаций Мощицкий назначил его старшим подпоручиком 15 августа 1934 года и 17-й должностью в корпусе офицеров воздухоплавания и включил в состав 1-го авиационного полка в Варшаве. В 1936 году окончил Высшую школу лоцманской авиации в Грудзёндзе. Затем его направили в 111-ю истребительную эскадрилью. Ему присвоено звание лейтенанта со старшинством от 19 марта 1938 года и 46 место в корпусе офицеров авиации, линейная группа. Он участвовал в боях во время сентябрьской кампании, добившись первых убийств.

После того, как Румыния закончила свои операции, он направился во Францию, где принял участие в боях в составе отряда II / 6. Группа преследования - командир Ключевого фронта "Се", оснащенного самолетами Bloch MB.152. Во французской кампании он обязательно сбил 1 и 5/6 самолетов противника.

После падения Франции 7 июля 1940 года он был эвакуирован в Англию через Оран. Назначен в 303-ю эскадрилью, куда он прибыл 21 августа 1940 года. 11 сентября 1940 года во время своего первого боевого полета в 303-й эскадрилье он был сбит и разбился около 16:15 на ферме Хитченс в Пембери. Его тело было найдено возле разбившегося урагана V6667 / RF-K.

Клемент Таралевич

Лондон, 2020 год.

t.me/chuzhbina