Найти в Дзене
1520. Все о путешествиях

От лучших до ужасного. Рейтинг поездов Петербург – Москва 2021 года

Оглавление

Самый большой выбор поездов в России – между Москвой и Петербургом. Большинство из них – хорошие, они отличаются нюансами – где-то лучше завтрак, где-то расписание, в каком-то есть душ. Поскольку я часто езжу на поездах и хорошо их знаю, то я составил свой субъективный рейтинг. Поезда в нем отсортированы от лучшего поезда к самому плохому. Такой тоже есть.

Первое место – «Экспресс»

Купейный вагон габарита риц в фирменной ливрее поезда «Экспресс»
Купейный вагон габарита риц в фирменной ливрее поезда «Экспресс»

Поезд №3/4 «Экспресс» Федеральной пассажирской компании (ФПК) занял первое место благодаря отличному «зеркальному расписанию» (отправление в 23:30, прибытие в 8:30 в обе стороны) и хорошим вагонам. Купейные вагоны – габарита риц от Siemens и Тверского завода. В них не бывает душно за счет постоянного притока воздуха в купе. В каждом вагоне – душ. Кроме купейных вагонов здесь есть люксы и СВ, в том числе одноместные. Всем пассажирам предлагают горячий завтрак, включенный в стоимость проезда. Поезд сохранил фирменную ливрею. Единственный недостаток – ходит шесть дней в неделю, кроме суббот.

Второе место – «Мегаполис»

Частный поезд №19/20 «Мегаполис»
Частный поезд №19/20 «Мегаполис»

Частный поезд №19/20 «Мегаполис» попал в рейтинг благодаря соотношению цена-качество. Бывают дни, когда билет в купе на «Мегаполис» можно купить в пределах 1000 рублей, в СВ – пределах 3000, это существенно дешевле, чем в поездах ФПК. Здесь есть невозвратные билеты, можно выкупить СВ на одного человека с большой скидкой, есть своя бонусная программа. В «Мегаполисе» всегда отлично работает вентиляция, поэтому недушно. В вагоне-ресторане – доступное меню и вкусные блюда. Расписание – неплохое в обе стороны, без экстремально раннего отправления и прибытия. Вагоны не новые, но с розетками и уютом.

Третье место – «Стриж»

-3

«Стрижи» пришли на маршрут Москва – Петербург недавно и сразу задали высокий стандарт обслуживания, составив конкуренцию «Сапсанам». Здесь много двухместных купе (СВ), проезд в которых стоит дешевле, чем в эконом-классе в «Сапсане». В части из них есть индивидуальные душевые комнаты и санузлы, а в стоимость проезда включено приличное питание. В поезде еще есть купейные вагоны и сидячка. Сами поезда испанского производства – вагоны удобные, в них нет проблем с вентиляцией. При всем при этом поезд идет быстро – время в пути составляет около 4,5 часов. Самая большая проблема «Стрижа» – его расписание. Оно не всегда удобное и будет еще активно меняться в ближайшее время.

Четвертое место – поезд №27/28

Вагон риц в составе поезда №27/28
Вагон риц в составе поезда №27/28

Наконец-то простой поезд с плацкартом! Среди оставшихся регулярных нефирменных поездов между Петербургом и Москвой – наиболее удачный поезд №27/28. Он имеет неплохое расписание в обе стороны и хорошие вагоны (относительно новые плацкарты и уже упомянутые купе-риц от Siemens и Тверского завода).

Пятое место – «Сапсан»

Поезда «Сапсан» на Ленинградском вокзале Москвы
Поезда «Сапсан» на Ленинградском вокзале Москвы

Конечно, в иерархии РЖД «Сапсан» занимает не пятое, а самое первое место на этом направлении. Он перевозит больше всего пассажиров и совершает более десятка пар рейсов ежедневно. «Сапсан» – это всегда одинаковый уровень комфорта и сервиса – не важно, едешь ты в 5:30 или в 21:00. Пассажир всегда знает, чего ждать от выбранного класса – кресло, еда, стандартизированное обслуживание. А главное – скорость.

Шестое место – двухэтажные поезда

Поезд из двухэтажных вагонов на Ленинградском вокзале Москвы
Поезд из двухэтажных вагонов на Ленинградском вокзале Москвы

Между Москвой и Петербургом ходит от двух до четырех двухэтажных поездов в зависимости от дня недели и пассажиропотока, включая дополнительные. Все они примерно одинаковые. Двухэтажки хороши тем, что при нормальном уровне комфорта могут по доступной цене перевезти за раз много пассажиров. Главная претензия – искусственное завышение цены билета за счет никому не нужной «фирменности» (дают пряник и застилают постель). Но даже с таким ценником двухэтажные поезда остаются более доступными, чем классические одноэтажные «фирмачи». Главное не брать верхнюю полку на втором этаже.

Седьмое место – «Гранд экспресс»

Поезд №53/54 «Гранд экспресс» на Московском вокзале Петербурга
Поезд №53/54 «Гранд экспресс» на Московском вокзале Петербурга

Еще один частный поезд №53/54 – «Гранд экспресс» – состоит преимущественно из вагонов премиального класса (СВ и люксы), но есть и несколько более доступных купейных вагонов. У «Гранд экспресса» шикарное расписание. Поезд отправляется с конечных станций незадолго до полуночи и прибывает в пункты назначения около 8-9 утра. Однако из-за достаточно высокой цены (выше рынка), вопросов к вагонам по технической части и странной бонусной программы, ставлю этот поезд на седьмое место.

Восьмое место – «Красная стрела»

Поезд №1/2 «Красная стрела»
Поезд №1/2 «Красная стрела»

Поезд №1/2 «Красная стрела» – легенда Октябрьской железной дороги. Идеальное расписание (23:55 – 7:55) в обе стороны и высокий класс обслуживания. Поезд мог бы занять первое место в нашем рейтинге, если бы не устаревшие вагоны. Им в этом году уже 15 лет. Пассажиры жалуются на излишнюю вибрацию и дребезжание. В то время, надо признать, что вагоны обновляли и все необходимое в них есть – и розетки, и регулировка температуры воздуха в купе. Горячие завтраки тоже приносят.

Девятое место – «Невский экспресс»

Поезд №747/748 «Невский экспресс»
Поезд №747/748 «Невский экспресс»

Поезд №747/748 «Невский экспресс» – ветеран скоростного движения между Москвой и Петербургом. Патриотические чувства к нему – высоки. Шутка ли: вагонам 20 лет, их сделали в России, при этом поезд выдает общее время в пути не хуже «Сапсана» или «Стрижа»! Билеты на «Невский экспресс» часто бывают дешевле, чем на «Сапсан». В стоимость проезда входит питание (обычно очень низкого качества). Вагоны бывают двух типов – постоянно в ходу вагоны с купе, где сидя размещаются по шесть человек. Иногда добавляют вагоны «открытого типа», напоминающие классическую «сидячку».

Десятое место – «Таврия»

-10

Поезд №7/8 Петербург – Севастополь идет через Казанский вокзал Москвы. Из Петербурга он отправляется днем, в обратную сторону это классический ночник с поздним отправлением и прибытием. Это единственный поезд на маршруте, в составе которого можно найти новые двухвагонные купейные сцепы от Тверского завода (с душем в каждом вагоне), а также много хороших новых плацкартных вагонов.

***

У меня нет цели перечислить все поезда в этом списке. Между Москвой и Петербургом их – с три десятка пар. Прямые, проходящие, дополнительные, скоростные и не очень.

Например, есть поезд №159/160 Москва – Петрозаводск через Петербург. Там ходят вагоны «Рускеальского экспресса» с необычными купе («Аммендорфы» после реновации) и плацкартом со шторками. Плацкарт со шторками также можно найти в составе фирменного поезда №15/16 «Арктика» сообщением Москва – Мурманск. Есть еще дневная «Ласточка», которая делает между городами с десяток остановок. Есть фирменный поезд №59/60 «Волга» Петербург – Нижний Новгород, в составе которого ходят бывшие вагоны закрывшегося ТКС.

Однако есть поезд, который находится на последнем месте в моем рейтинге.

Последнее место – поезд №135/136 Петербург – Махачкала

Поезд №135/136 Петербург – Махачкала
Поезд №135/136 Петербург – Махачкала

Этот поезд, будучи скорым, расстояние от Москвы до Петербурга проходит более, чем за 11 часов, прибывая в столицу в 3 ночи. Но это не главное – для проходящего поезда время прибытия в Москву не должно иметь большого значения. К поезду много претензий по сервису (суровый сервис Северо-Кавказского филиала ФПК заслуживает отдельного рассказа). Когда я ехал на поезде 136 год назад, там были сплошные нарушения, в том числе по климату в вагонах. Этот поезд – худший на направлении не только по моему мнению, но и по мнению пассажиров, купивших билет на сайте туту.ру. Поезд имеет рейтинг 7,1 – это самый низкий показатель для поездов линии Петербург – Москва.