В сентябре 2017 года мы сходили в круиз по Чёрному морю по маршруту "Новороссийск - Ялта - Севастополь - Сочи - Новороссийск". В первой части своего повествования об этом путешествии я расскажу про теплоход "Князь Владимир".
Как уже понятно из маршрута, лайнер этот ходит под российским флагом и управляется российской компанией "Черноморские круизы" (дочка государственной структуры "Росморпорт").
Этот теплоход был построен во Франции в 1971 году как автопассажирский паром. Изначально он назывался "Eagle". В 1975 году был переименован в "Azur", (кстати следы этого названия до сих пор можно встретить во внутренних помещениях теплохода). В 1982 году Azur был переоборудован из парома в круизный лайнер. В 1987 году к названию добавили артикль, получилось "The Azur". В 2004-ом - снова смена имени: на "Eloise". А чуть позже, в этом же году, лайнер стал называться "Royal Iris". Под этим названием теплоход проработал вплоть до 2016 года, когда ему в очередной раз поменяли имя на "Roy Star".
А уже в 2017 году теплоход был выкуплен Россией и получил имя "Князь Владимир".
Теплоход - девяти-палубный. По факту на 1-ую и 9-ую палубы пассажирам не попасть, и в распоряжении туристов палубы со 2-ой по 8-ую.
Вместимость "Князя Владимира" - порядка 850 человек, и я скажу, что для такого компактного по современным меркам морского круизного лайнера это очень много. И для нас, речных туристов со стажем, где на борту теплохода может быть максимум 250-270 человек, это было очень непривычно. В нашем рейсе на "Князе Владимире" было порядка 550 человек, и в ресторанах и концертном зале чувствовалось, что народу тесновато... Хотя на палубах такого не наблюдал, люди распределялись по этим 7-ми палубам более или менее равномерно.
С чего начать рассказ о внутренностях теплохода? Конечно же, с рецепции: она располагается на 4 палубе. Именно сюда ведёт довольно крутой трап со ступеньками по типу авиационного.
Стоит сказать о том, что при входе на борт, производится тщательный досмотр каждого пассажира службой охраны. Есть рамка металлоискателя и "рентгеновский" аппарат для досмотра сумок и пакетов. И это одно из главных отличий от речных круизов, к которым мы привыкли. Там никогда не досматривают туристов на самом теплоходе, а лишь в некоторых крупных городах (Москва, Казань...) нужно проходить через КПП на берегу. Кроме досмотра каждый пассажир должен просканировать свою бортовую карту на соответствующем сканерах "вход/выход", при этом на мониторе охраны отображается фотография туриста.
Что меня удивило: то, что несмотря на наличие таких умных карт, дверь в каюту приходилось открывать ключом, причём на троих пассажиров, (1 ребёнок), нам выдали только один ключ. Анахронизм какой-то. Наверное, это наследие XX века, когда ещё не были распространены электронные замки...
Но если оборудовать электронные замки на дверях не так уж и сложно, то добавить теплоходу ещё парочку лифтов - задача не тривиальная. Да-да, на 850 туристов и 7 доступных палуб работает единственный лифт на 6 человек. Толку от него было мало - это правда. Уехать можно было либо с самой верхней, 8-ой палубы, либо с самой нижней, 2-ой. С остальных - только ранним утром или самым поздним вечером, в остальное время лифт был всегда занят другими людьми :-). Для пожилых туристов это было неудобно.
Внутренние холлы на всех палубах оформлены по-разному. Вот, например носовой холл на "нашей", 3-ей палубе:
Кстати, про Интернет. Wi-Fi работал в общественных зонах, (не в каютах), и только на стоянках, в море не работал. Пожалуй, это даже к лучшему, ибо в круизе нужно отдыхать, дышать свежим воздухом и любоваться видами, а не тупить в смартфон.
Вот на свежий воздух мы и отправимся сейчас - на открытые палубы.
Основная палуба, по которой можно гулять по кругу - 6-ая. На ней есть стулья, можно не только ходить, но и сидеть. И это прекрасно! Можно выйти на нос...
... затем прогуляться по правому или левому борту до кормы...
... выйти в аквазону, где есть 2 бассейна - взрослый и детский, а также джакузи...
... подняться 7-ую палубу и сразу на 8-ую, где есть большой бар...
... кстати, чтобы выйти к бару, нужно пройти между трубами:
... через такую узкую галерею:
С кормы 6-ой палубы можно спуститься на корму 5-ой, где на есть небольшая площадка:
... с которой можно сразу же пройти в общедоступный ресторан "Ривьера":
В этот ресторан можно попасть и из внутреннего холла на 5-ой палубе
К нему ведёт залитая солнцем галерея вдоль правого борта:
На этой же палубе есть и второй ресторан, в котором гости обслуживаются "аля-карт", за отдельную плату. Там звучит живая музыка, и вроде как есть караоке, но мы им не пользовались.
Про питание в "Ривьере", где шведский стол, могу сказать только самые хорошие слова. Говорят, на первую навигацию шеф-повара выписали из Москвы. Кстати, он сам почти всегда присутствовал в зале и встречал туристов, а порой и стоял на раздаче вторых блюд.
Качество блюд - на высшем уровне! По разнообразию ассортимента - не идеал, но очень близко к нему. По нашему большому опыту речных круизов, могу сказать, что ресторан на "Князе Владимире" ничуть не уступает лучшим теплоходам на наших реках. На самом деле, у меня только одна претензия - к нехватке свободных столов. Всех туристов пытались разделить на две смены, но не очень-то получалось... Хотя, раза с 3-го мы приноровились находить моменты, когда в ресторане не так многолюдно.
Здесь же, на 5-ой палубе - экскурсионное бюро. Выбор экскурсий достаточно велик, но я бы всё-таки рекомендовал их покупать на берегу, будет как минимум в 2 раза дешевле, проверено лично.
Что ещё из внутренней инфраструктуры? Большой концертный зал. 850 человек, конечно, не вместит, но человек 400 - без проблем.
Детская комната. Она не пользовалась большой популярностью, хотя детей на борту было немало. Кстати, для них проводились мероприятия и на палубах, и у бассейнов.
Сувенирные лавки и салон красоты. Часто их можно встретить и на речных теплоходах.
Ещё есть кинотеатр, и парочка небольших залов, где порой проводили мероприятия и мастер-классы. Кино показывали каждый вечер. Причём, порой между зрителями и оператором разгоралась дискуссия о том, какой фильм включать. Что было написано в программе, роли не играло. :-) Кстати, программу на следующий день на листах А4 раскладывали по каютам вечерами, порой весьма поздно, после 22-х часов - и это минус.
Стены коридоров и холлов украшены патриотическими плакатами:
А теперь - про каюты.
Условно их можно разделить на 3 категории: внутренние без окна, внешние с иллюминаторами и внешние с окнами. По факту категорий больше, поскольку каюты с окнами различаются по площади и организации внутреннего пространства.
Большинство кают на "Князе Владимире - именно внутренние. И они пользовались спросом из-за низкой цены. Про каюты с балконами речи на этом лайнере не идёт.
Есть каюты с односпальными кроватями, а есть - с двуспальными. Кстати, есть и 4-х местные каюты, где 2 нижних места и 2 верхних.
Мы выбрали каюту с иллюминатором на 3-ей палубе.
Места в такой каюте немного, но мы привыкшие - на речных теплоходах в большинстве случаев ещё меньше.
От иллюминатора проку, как выяснилось, немного: он расположен высоко, а стекло помутневшее - разглядеть что-либо в него сложно. Но в такой каюте всё равно приятнее находиться, чем во внутренней, на мой взгляд.
Телевизор есть в каждой каюте. Как и небольшой холодильник. На теплоходе центральная система кондиционирования.
Из минусов - невозможно убавить громкость судовой трансляции. И что особенно удивило - объявления могут давать в любое время: что в тихий час после обеда, что поздним вечером. На речных теплоходах уважаемых компаний так уже давно не делают.
Отдельный разговор - про санузел. Он значительно просторнее, чем на большинстве отечественных речных теплоходов.
И в принципе, он удобный. Только вот возраст теплохода не скроешь, и можно увидеть, например, такое:
Хотя я не могу сказать, что это как-то напрягало.
А вот плохая шумоизоляция между каютами доставляла неудобства. И звук телевизора от соседей было слышно настолько, что текущая передача идентифицировалась моментально. :-)
Но в целом, мне "Князь Владимир" понравился. Тому, кто привык к речным круизам, на мой взгляд, на борту будет удобно и по большинству привычно. Напрягать может только большое количество туристов, да необходимость подниматься/спускаться по лестницам ввиду единственного лифта. Но и свои "изюминки" путешествия именно на морском теплоходе тоже есть, о них как-нибудь в следующий раз.
Всё-таки, морской круиз - это очень интересно!