Как показывает практика, уволенные работники иногда обращаются в бухгалтерию организации с просьбой предоставить справку о заработке для службы занятости. В этом случае бухгалтеру данной организации необходимо правильно рассчитать средний заработок уволенного работника. О том, как следует производить расчет данного заработка, мы и расскажем в этой статье.
Прежде отметим, что безработными признаются трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищущие работу и готовые приступить к ней. На это указывает пункт 1 статьи 3 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон N 1032-1). При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
Правила регистрации безработных граждан, Правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2012 N 891 "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы" (далее - Постановление N 891).
Согласно пункту 4 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных Постановлением N 891, постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении указанными гражданами, в частности, справки о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы.
Заметим, что справку о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы может выдать только работодатель, с которым гражданин прекратил трудовые отношения по любым основаниям до обращения в целях поиска подходящей работы в центр занятости населения. Справки, выданные архивной организацией, могут быть приняты государственными учреждениями службы занятости населения при условии, если из содержащихся в них сведений можно получить информацию о среднем заработке гражданина за последние 3 месяца по последнему месту работы. Такие разъяснения содержатся в Информации Минтруда России от 05.03.2013 "Ответы на вопросы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в области содействия занятости населения, по применению Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, Правил регистрации безработных граждан, требований к подбору подходящей работы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2012 N 891 "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы".
Указанная справка необходима государственному учреждению службы занятости для выплаты безработному гражданину пособия по безработице. Ведь на основании статьи 28Закона N 1032-1 одной из гарантий социальной поддержки безработных граждан со стороны государства является выплата указанного пособия.
Порядок определения размеров пособия по безработице установлен статьей 30 Закона N 1032-1. В силу названной статьи пособие по безработице выплачивается гражданам, уволенным по любым основаниям, и устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние 3 месяца по последнему месту работы, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей).
Во всех иных случаях, в том числе гражданам:
- впервые ищущим работу (ранее не работавшим);
- стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;
- уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации;
- уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 недель;
- направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, - пособие выплачивается в размере минимальной величины пособия по безработице.
Порядок исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице утвержден Постановлением Минтруда России от 12.08.2003 N 62 "Об утверждении Порядка исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости" (далее - Порядок N 62). Заметим, что данный Порядок определяет правила исчисления средней заработной платы (среднего заработка), в частности, для определения размера пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного, а также в период участия безработного в общественных работах.
Согласно пункту 2 Порядка N 62 для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации, независимо от источников этих выплат, к которым относятся:
а) заработная плата, начисленная работникам по тарифным ставкам (должностным окладам) за отработанное время;
б) заработная плата, начисленная работникам за выполненную работу по сдельным расценкам;
в) заработная плата, начисленная работникам за выполненную работу в процентах от выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг), или комиссионное вознаграждение;
г) заработная плата, выданная в неденежной форме;
д) денежное вознаграждение, начисленное за отработанное время лицам, замещающим государственные должности;
е) начисленные в редакциях средств массовой информации и организациях искусства гонорар работников, состоящих в списочном составе этих редакций и организаций, и (или) оплата их труда, осуществляемая по ставкам (расценкам) авторского (постановочного) вознаграждения;
ж) заработная плата, начисленная преподавателям учреждений начального и среднего профессионального образования за часы преподавательской работы сверх уменьшенной годовой учебной нагрузки (учитывается в размере одной десятой за каждый месяц расчетного периода независимо от времени начисления);
з) разница в должностных окладах работников, перешедших на нижеоплачиваемую работу (должность) с сохранением размера должностного оклада по предыдущему месту работы (должности);
и) заработная плата, окончательно рассчитанная по завершении календарного года, обусловленная системой оплаты труда (учитывается в размере одной двенадцатой за каждый месяц расчетного периода независимо от времени начисления);
к) надбавки и доплаты к тарифным ставкам (должностным окладам) за профессиональное мастерство, классность, квалификационный разряд (классный чин, дипломатический ранг), выслугу лет (стаж работы), особые условия государственной службы, ученую степень, ученое звание, знание иностранного языка, работу со сведениями, составляющими государственную тайну, совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема выполняемых работ, исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы, руководство бригадой;
л) выплаты, связанные с условиями труда, в том числе выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда (в виде коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате), повышенная оплата труда на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, за работу в ночное время, оплата работы в выходные и нерабочие праздничные дни, оплата сверхурочной работы;
м) премии и вознаграждения, включая вознаграждение по итогам работы за год и единовременное вознаграждение за выслугу лет;
н) другие виды выплат в соответствии с действующими в организации системами оплаты труда.
Обратите внимание! Вышеприведенный перечень не является исчерпывающим, поэтому выплаты, не поименованные в нем, но предусмотренные системой оплаты труда, то есть закрепленные локальными нормативными актами работодателя, включаются в состав выплат, которые учитываются для расчета среднего заработка.
В силу пункта 3 Порядка N 62 средний заработок работника исчисляется за последние 3 календарных месяца (с 1-го до 1-го числа), предшествующие месяцу увольнения (далее - расчетный период). Например, для работника, уволенного 10.02.2017, средний заработок должен исчисляться за период с 01.11.2016 по 31.01.2017.
Обратите внимание, что пункт 3 Порядка N 62 по своему содержанию не исключает возможность включения в состав расчетного периода последнего месяца работы, в котором произведено увольнение, если это отвечает интересам работника. Такой вывод сделан Верховным Судом Российской Федерации в Определении от 08.06.2006 N КАС06-151 "Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда Российской Федерации от 24.01.2006 N ГКПИ05-1523, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 3 "Порядка исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки...", утв. Постановлением Минтруда от 12.08.2003 N 62". Учитывая это, для работника, уволенного в последний день месяца, например 31.01.2017, в качестве расчетного периода можно взять период с 01.11.2016 по 31.01.2017, если средний заработок, исчисленный за этот период, будет больше, чем средний заработок за период с 01.10.2016 по 31.12.2016.
В соответствии с пунктом 4 Порядка N 62 при исчислении среднего заработка из расчетного периода исключается время, а также начисленные за это время суммы, если:
а) за работником сохранялся средний заработок в соответствии с законодательством Российской Федерации;
б) работник получал пособие по временной нетрудоспособности или пособие по беременности и родам.
Напомним, что пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, назначаются и выплачиваются на основании Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством";
в) работник не работал в связи с простоем по вине работодателя или по причинам, не зависящим от работодателя и работника;
г) работник не участвовал в забастовке, но в связи с этой забастовкой не имел возможности выполнять свою работу;
д) работнику предоставлялись дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства.
Разъяснения о порядке предоставления и оплаты дополнительных выходных дней одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами даны в Постановлении Правительства Российской Федерации от 13.10.2014 N 1048 "О порядке предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами";
е) работник в других случаях освобождался от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации;
ж) работнику предоставлялись дни отдыха (отгулов) в связи с работой сверх нормальной продолжительности рабочего времени при вахтовом методе организации работ и в других случаях в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 Порядка N 62 если работник за расчетный период не имел фактически начисленной заработной платы или фактически отработанных дней или этот период состоял из времени, которое исключается из расчетного периода на основании пункта 4 Порядка N 62, то его средний заработок определяется исходя из суммы заработной платы, фактически начисленной за предшествующий период времени, равный расчетному. Например, работница уволилась 23.01.2017 - в последний день отпуска по уходу за ребенком, которому предшествовал отпуск по беременности и родам. В общей сложности в связи с этими отпусками она отсутствовала на работе с 25.09.2013 по 23.01.2017. Так как весь расчетный период с 01.10.2016 по 31.12.2016 состоит из исключаемых дней, в качестве такового следует взять период с 01.06.2013 по 31.08.2013.
Если работник за расчетный период и до расчетного периода не имел фактически начисленной заработной платы или фактически отработанных дней, то его средний заработок определяется исходя из суммы заработной платы, фактически начисленной за фактически отработанные работником дни в месяце увольнения (пункт 6 Порядка N 62). Например, работник, принятый на работу с 01.02.2017, уволился 24.02.2017. Так как в расчетном периоде (с 01.11.2016 по 31.01.2017) у него нет отработанных дней, средний заработок рассчитывается исходя из начисленных сумм за февраль 2017 г.
Пунктом 7 Порядка N 62 установлено, что для определения среднего заработка используется средний дневной заработок, который исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на количество фактически отработанных в этот период дней.
Средняя заработная плата работника определяется путем умножения среднего дневного заработка на среднемесячное число рабочих дней в расчетном периоде (в зависимости от установленной продолжительности рабочей недели в организации).
Пример. Уволенный 03.02.2017 работник обратился в организацию с просьбой предоставить ему справку о среднем заработке для службы занятости.
Предположим, должностной оклад уволенного работника составлял 22 000 руб., ежемесячная премия, выплачиваемая вместе с заработной платой, составляла 2 000 руб.
Работником полностью отработаны ноябрь 2016 г. и январь 2017 г., в декабре 2016 г. он 10 рабочих дней находился на больничном. Количество рабочих дней по графику 5-дневной рабочей недели:
ноябрь - 21 день;
декабрь - 22 дня, из них фактически отработано 12 дней;
январь - 17 дней.
В декабре 2016 г. заработная плата работника составила 12 000 руб. (22 000 руб. / 22 дня x 12 дней), а премия - 1 090,91 руб. (2 000 руб. / 22 дня x 12 дней).
Пунктом 9 Порядка N 62 установлено: если время, приходящееся на расчетный период, отработано не полностью либо из него исключалось время в соответствии с пунктом 4Порядка N 62, то премии и вознаграждения будут учитываться при определении среднего заработка пропорционально времени, отработанному в расчетный период (за исключением ежемесячных премий, выплачиваемых вместе с заработной платой за данный месяц).
Рассчитаем средний дневной заработок:
((22 000 руб. x 2 месяца) + 12 000 руб. + (2 000 руб. x 2 месяца) + 1 090,91 руб.) / (21 + 17 + 12) = 1 221,82 руб.
Размер средней заработной платы, который необходимо указать в справке, представляемой в службу занятости, составит 20 363,67 руб. (1 221,82 руб. x ((21 + 17 + 12) / 3)).
При установлении работнику неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня) средний дневной заработок работника исчисляется путем деления суммы фактически начисленной заработной платы на количество рабочих дней по календарю 5-дневной (6-дневной) рабочей недели, приходящихся на время, отработанное в расчетный период.
Согласно пункту 8 Порядка N 62 в организациях, применяющих суммированный учет рабочего времени, средний заработок работника определяется путем умножения среднего часового заработка на среднемесячное количество рабочих часов в расчетном периоде в зависимости от установленной продолжительности рабочей недели.
При этом средний часовой заработок исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на количество часов, фактически отработанных в этом периоде.
Пример (цифры условные). Уволенный 03.02.2017 работник обратился в организацию с просьбой предоставить ему справку о среднем заработке для службы занятости.
В расчетный период входят ноябрь, декабрь 2016 г. и январь 2017 г.
В организации, где работал работник, применяется суммированный учет рабочего времени.
Количество рабочих часов уволенного работника по графику 40-часовой рабочей недели составляет:
ноябрь - 167 часов, из них отработано 144 часа, и заработная плата составила 14 400 руб.;
декабрь - 176 часов, из них отработано 132 часа, и заработная плата составила 12 525 руб.;
январь - 136 часов, из них отработано 136 часов, и заработная плата составила 16 700 руб.
Рассчитаем средний часовой заработок:
(14 400 руб. + 12 525 руб. + 16 700 руб.) / (144 часа + 132 часа + 136 часов) = 105,89 руб.
Размер средней заработной платы, который необходимо указать в справке, представляемой в службу занятости, составит 16 907,1 руб. (105,89 руб. x ((167 + 176 + 136) / 3)).
При определении среднего заработка для расчета пособия по безработице ежемесячные премии и вознаграждения учитываются не более одной за одни и те же показатели за каждый месяц расчетного периода (пункт 9 Порядка N 62). Премии и вознаграждения за период работы, превышающий один месяц, учитываются не более одной премии за одни и те же показатели в размере месячной части за каждый месяц расчетного периода. Вознаграждение по итогам работы за год, единовременное вознаграждение за выслугу лет (стаж работы), иные вознаграждения по итогам работы за год, начисленные за предшествующий календарный год, учитываются в размере 1/12 за каждый месяц расчетного периода независимо от времени начисления вознаграждения.
Если время, приходящееся на расчетный период, отработано работником не полностью или из него исключалось время в соответствии с пунктом 4 Порядка N 62, то премии и вознаграждения учитываются при определении среднего заработка пропорционально времени, отработанному в расчетный период (за исключением ежемесячных премий, выплачиваемых вместе с заработной платой за данный месяц).
Если работник проработал в организации неполный рабочий период, за который начисляются премии и вознаграждения, и они были начислены пропорционально отработанному времени, то они учитываются при определении среднего заработка исходя из фактически начисленных сумм в порядке, установленном пунктом 9 Порядка N 62.
Если в организации (филиале, структурном подразделении) произошло повышение тарифных ставок (должностных окладов, денежного вознаграждения), то средний заработок работников повышается в следующем порядке (пункт 10 Порядка N 62):
- если повышение произошло в расчетный период, то выплаты, учитываемые при определении среднего заработка и начисленные за предшествующий повышению период времени, повышаются на коэффициенты, рассчитанные путем деления тарифной ставки (должностного оклада, денежного вознаграждения), установленной в месяце наступления случая, с которым связано сохранение среднего заработка, на тарифные ставки (должностные оклады, денежное вознаграждение) каждого из месяцев расчетного периода.
Пример. Уволенный 03.02.2017 работник обратился в организацию с просьбой предоставить ему справку о среднем заработке для службы занятости.
Расчетный период (ноябрь, декабрь 2016 г., январь 2017 г.) отработан работником полностью.
Предположим, что в филиале организации (в штате которого числился уволенный работник) с 01.01.2017 произошло повышение окладов с 20 000 до 22 000 руб.
Рассчитаем коэффициент повышения:
22 000 руб. / 20 000 руб. = 1,1.
Рассчитаем средний дневной заработок:
(20 000 руб. x 1,1 + 22 000 руб. + 22 000 руб.) / 60 дней = 1 100 руб., где 60 - количество фактически отработанных дней в расчетном периоде.
Размер средней заработной платы, который необходимо указать в справке, представляемой в службу занятости, составит 22 000 руб. (1 100 руб. x (60 дней / 3));
- если повышение тарифных ставок (должностных окладов, денежного вознаграждения) произошло после расчетного периода до дня увольнения, то повышается средний заработок, исчисленный за расчетный период.
Пример. Уволенный 13.02.2017 работник обратился в организацию с просьбой предоставить ему справку о среднем заработке для службы занятости.
Расчетный период (ноябрь, декабрь 2016 г. и январь 2017 г.) отработан работником полностью.
Предположим, в филиале организации (в штате которого числился уволенный работник) с 01.02.2017 произошло повышение окладов с 20 000 до 22 000 руб.
Рассчитаем коэффициент повышения:
22 000 руб. / 20 000 руб. = 1,1.
Рассчитаем средний дневной заработок:
(20 000 руб. + 20 000 руб. + 20 000 руб.) / 60 дней = 1 000 руб.
Размер средней заработной платы, который необходимо указать в справке, представляемой в службу занятости, составит 22 000 руб. ((1 000 руб. x (60 дней / 3)) x 1,1);
- если повышение произошло после увольнения работника, то повышение средней заработной платы не производится.
При повышении размеров надбавок за квалификационный разряд (классный чин, дипломатический ранг) и за особые условия государственной службы средний заработок работников, согласно пункту 11 Порядка N 62, повышается в следующем порядке:
- если повышение произошло в расчетный период, надбавки за квалификационный разряд (классный чин, дипломатический ранг), за особые условия государственной службы, начисленные за предшествующий повышению период времени, повышаются на коэффициенты, которые рассчитываются путем деления указанных надбавок, установленных в месяце наступления случая, с которым связано сохранение среднего заработка, на надбавки каждого из месяцев расчетного периода;
- если повышение произошло после увольнения работника, указанные надбавки, включенные в средний заработок, не повышаются.
Обратите внимание, что организация обязана выдать уволенному сотруднику справку о среднем заработке не позднее 3 рабочих дней со дня получения соответствующего письменного заявления, что следует из статьи 62 Трудового кодекса Российской Федерации.
Рекомендованная форма справки приведена в Письме Минтруда России от 15.08.2016 N 16-5/В-421 "О направлении формы справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы". Заметим, что в этом же Письме сказано, что если указанная справка составлена работодателем в произвольной форме и содержит сведения, необходимые для определения размера и сроков выплаты пособия по безработице, основания для отказа в ее принятии отсутствуют.
Задать вопрос или заказать пособие можно тут
С уважением к вашему бизнесу,
Уже в продаже электронное методическое пособие "Все об уточненной налоговой декларации" автора Сушонковой Елены
Узнай, как правильно исправить ошибки в налоговых декларациях
Уже в продаже электронное методическое пособие "Все о счетах-фактурах" автора Сушонковой Елены
Узнай, как правильно исчислить налог на добавленную стоимость без ошибок в счетах-фактурах
Подписывайтесь на нас:
ВК Facebook Дзен Одноклассники Teletype
Список всех публикаций блога вы найдёте на главной странице канала
Материал подготовлен с использованием системы КонсультантПлюс
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СРЕДНЕГО ЗАРАБОТКА ПРИ ИЗМЕНЕНИИ ОПЛАТЫ ТРУДА, ПОВЫШАТЬ ИЛИ НЕТ?
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СРЕДНЕГО ЗАРАБОТКА ПРИ СУММИРОВАННОМ УЧЕТЕ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СРЕДНЕГО ЗАРАБОТКА С УЧЕТОМ ПРЕМИЙ