Найти тему
iSpring

Секреты мотивации к онлайн-обучению: 5 успешных практик

Оглавление


Как добиться, чтобы сотрудники хотели повышать свой профессиональный уровень? Какую мотивацию используют в компаниях, занимающихся дистанционным обучением сотрудников?

Рассмотрим в статье 5 кейсов компаний, которые смогли привить сотрудникам стремление учиться и расти профессионально.

AG Experts: «Покажите пользу обучения»

О компании: AG Experts — международная сеть центров по ремонту и замене автостекол. Центры компании находятся в 74 городах России.

206 механиков компании дистанционно обучаются работе с клиентом, ремонту и замене стекол.

Поначалу учебный портал использовался как каталог регламентов и инструкций для механиков. Но эту “макулатуру” сотрудники дружно игнорировали. Пользы от обучения никто не видел.

Чтобы создать мотивацию к онлайн-обучению, в компании переработали структуру курсов. Теперь они представляют собой компактные уроки в виде презентации. В первых слайдах обязательно объясняется польза курса. Сотрудник понимает, чему он сможет научиться и как пригодится этот навык в работе.

-2

Слайд электронного курса по продажам от AG Experts

Хорошо сработали на вовлечение в учебу озвучка и видео. Обучение стало более динамичным и естественным, уловить суть стало легче. Например, демонтажу дворников автомобиля быстрее научить с помощью видеоурока, а не текстового руководства.

Сотрудники AG Experts оценили преимущества аудиокурсов: их можно слушать в машине или наушниках по дороге на работу или по пути домой.

Увлечь сотрудника онлайн-курсом можно также с помощью музыки. В качестве звукового сопровождения презентации используется музыкальный трек. Такой курс становится хитом среди сотрудников. Но выбирать музыку для онлайн-курса следует с учетом вкусов аудитории.

В AG Experts выдают сертификаты после прохождения каждого курса. Об этом попросили сами сотрудники.

-3

Цветной сертификат в электронном виде прикрепляется к курсу. Сотрудник распечатывает его и вешает в мастерской. Возможность получить сертификат мотивирует сотрудников пройти онлайн-курс до конца. Механики чувствуют себя частью большой команды. Клиенты компании видят, что их обслуживают работники, имеющие высокую квалификацию.

Результат: систему дистанционного обучения (СДО) посещают 100% сотрудников. Все 206 механиков непрерывно обучаются: проходят новые курсы, закрепляют знания в пройденных.

НЛМК: «Превратите курс в увлекательный квест»

О компании: Новолипецкий металлургический комбинат (НЛМК) - крупнейший в России производитель стали в 2017 году. На предприятии производят как сырье для выплавки стали и чугуна, так и готовый металлопрокат.

В компании запустили электронное обучение в 2016 году. Поначалу курсы представляли собой стандартные презентации PowerPoint. Было много текста, минимум иллюстраций. Из 30 000 человек в месяц только 122 проходили онлайн-курсы до конца.

Чтобы увлечь сотрудников обучением, решено было поменять формат курсов. Специалисты по дистанционному обучению НЛМК решили сделать обучение похожим на компьютерный квест. В онлайн-курсы добавили сюжет, ввели персонажей, различные локации, видеофрагменты.

Например, курс “Пылегазоочистные и водоочистные установки”:

-4

Суть: на комбинате работают установки для очистки выбросов от вредных веществ. Каждый сотрудник обязан знать, что это за установки и уметь определять, исправны ли они.

История придумана специально для курса
История придумана специально для курса

Курс разбит на 8 модулей. Длительность каждого 20 минут. Используются разные локации и сложный сюжет. Для прохождения курса пользователь выбирает наставника. В этой роли выступают персонажи, олицетворяющие специалистов комбината.

-6

С наставником электронный курс становится интереснее и реалистичнее

Принцип курса: дать обучаемому возможность выбрать, как поступить в конкретной ситуации. Принятое решение влияет на то, что произойдет дальше.
Принцип курса: дать обучаемому возможность выбрать, как поступить в конкретной ситуации. Принятое решение влияет на то, что произойдет дальше.

Неверный выбор влечет негативные последствия

Еще один способ вовлечь сотрудников НЛМК в дистанционное обучение — интеллектуальные сражения. Сотруднику компании противостоит эксперт Анатолий Лассерман, который знает всё.

Интеллектуальные поединки проходят по пройденным курсам. По теме курса создают диалоговый тренажер из 6 — 10 вопросов. Поучаствовать в поединке можно на любом устройстве. Если сотрудник ответил верно, открывается следующий вопрос. При неверном ответе доступно пояснение, какой вариант был верным.

-8

Поединок можно начать в любое время

Результат: В 2016 году в системе дистанционного обучения на НЛМК было очень мало учетных записей. Сейчас СДО пользуются 16 000 сотрудников. Число завершенных курсов в месяц составляет теперь 1 563. По сравнению с 2016 годом этот показатель вырос в 10 раз. 20% очных лекций на комбинате переведено в формат онлайн-обучения.

РТРС: «Обучение помогает карьерному росту»

О компании: ФГУП Российская телевизионная и радиовещательная сеть (РТРС). Это естественный монополист в области связи. Вещательная сеть охватывает всю территорию России.

В компании запустили проект по подбору специалистов для кадрового резерва. Четко обозначили цель проекта: все участники имеют равные шансы получить место директора филиала компании или главного инженера.

Для участия отобрали 77 человек. Кандидатов отобрали по результатам тестирования с учетом рекомендаций руководителей. Для каждого составили персональный план развития и закрепили куратора. План развития состоит из онлайн-курсов, видеоуроков. Другой его частью является работа с наставником и практические рабочие задания.

В РТРС выбрали микрообучение. Большой курс делится на порции. Так материал легче усваивается, а на обучение не нужно выделять единовременно большой отрезок времени.

Обучение в РТРС связано с практикой. Его цель — помочь выполнить работу качественно. Для отработки реальных ситуаций используют диалоговый тренажер. К примеру, с помощью диалога резервист учится давать корректную обратную связь сотрудникам и подчиненным.

-9

Диалоговый тренажер используют для отработки ошибок

Резервист находится на постоянной связи с куратором. План развития кандидата может быть изменен, если нужно.

Результат: Программа кадрового резерва в РТРС начала работать в конце 2016 года. Первые 10 обучающихся получили повышение. У сотрудников компании появился интерес к программе. Количество запросов на участие в новом потоке исчисляется десятками.

MW-LIGHT: «В обучении должна присутствовать игра и соревнование»

О компании: MW-LIGHT — международная компания. Сфера деятельности: производство и дистрибьюция светильников для освещения интерьера и ландшафта. Компания является поставщиком сетей Leroy Merlin, OBI, Hoff, K-Rauta, Castorama.

Дистанционное обучение используют для прокачки навыков собственных розничных продавцов и мерчендайзеров оптовых клиентов. В процессе обучения специалист должен научиться правильно подать товар, рассказать о нем, отработать возражения.

В MW-LIGHT столкнулись с тем, что мерчендайзеры оптовиков не интересовались обучением. Только 15% из всех мерчендайзеров проходили электронные курсы. Напрямую работники оптовиков не подчиняются MW-LIGHT, их нельзя обязать учиться, но от их эффективности зависят продажи компании.

Чтобы повысить мотивацию к обучению, решили добавить соревнование и материальные призы самым успешным ученикам. В СДО iSpring Online была разработана программа «Монетизируй свои знания вместе с MW-LIGHT».

-10

Мерчендайзеры изучают онлайн-курсы и решают тесты по ним. За каждый тест начисляются баллы. Они суммируются и отображаются в учетной записи системы дистанционного обучения. Те, кто набрал больше баллов, получают подарочные карты “М.Видео”.

Результат: В программе мотивации «Монетизируй свои знания вместе с MW-LIGHT» в качестве эксперимента участвовали 90 мерчендайзеров. Уровень вовлеченности в онлайн-обучение составил 60%. В MW-LIGHT планируют распространить программу на всех сотрудников оптовиков.

Deloitte: «Главное — качественный контент, а также мобильное обучение»

О компании. Deloitte — это международная сеть компаний. Она оказывает аудиторские, юридические услуги. Компания также работает в областях финансового консультирования, управления рисками и услуг в сфере налогообложения.

Аудиторы Deloitte дистанционно готовятся к сдаче квалификационного экзамена на право оказывать аудиторские услуги в России и мире.

Требования к онлайн-обучению со стороны сотрудников такие:

  • Мобильность
  • Быстрота обучения
  • Качественный контент.

В Deloitte провели опрос сотрудников. Оказалось, что 52% аудиторов обучаются дома, во время обеда, в выходные. 27% обучающихся используют для обучения время, которое проводят в транспорте. Совсем мало сотрудников учатся на рабочем месте.

Сотрудники Deloitte работают над несколькими проектами одновременно. Поэтому время на учебу ограничено. Поэтому популярностью пользуются краткие онлайн-курсы с удобной навигацией, с практическими знаниями, которые можно применить в работе.

Результат: когда дистанционное обучение было построено с учетом пожеланий сотрудников, число аудиторов, прошедших сертификацию в России, увеличилось на 30%.

Какой можно сделать вывод? Мотивировать сотрудников на учебу можно разными способами. Сначала нужно представить цель, которую нужно достичь с помощью дистанционного обучения. Исходя из этой цели, разрабатывать и внедрять методы мотивации сотрудников.