Шины бывают разные. Например, диковинной размерности 59/80 R63, то есть наружным диаметром 4 метра. И такие покрышки тоже надо устанавливать и ремонтировать...
Что это за резина?
Шины размерности 59/80 R63 предназначены для карьерных самосвалов. Одна покрышка, для производства которой требуется 890 кг стали и 3850 кг резины, весит более пяти тонн и имеет диаметр четыре метра! Такая шина играючи выдерживает нагрузку более 100 тонн, поэтому ею оснащаются только самые большие «карьерники», способные взять на борт 320-450 тонн породы (при этом полная масса самосвала переваливает за 800 тонн).
Сколько служат такие покрышки?
Всё зависит от бренда. Скажем, радиальные бескамерные шины Michelin XDR3 при аккуратной эксплуатации могут отходить более 100 тысяч километров, однако каждая покрышка стоит около 3,5 миллиона рублей. То есть цена комплекта из шести шин — 21 миллион! Да, для карьерной техники также выпускаются и диагональные модели: они намного дешевле, но ходят примерно вдвое меньше и боятся «высоких» — более 20 км/ч — скоростей.
100 000 километров — это много?
Совсем нет. У карьерных самосвалов 3-сменный график работы (в сутки техника работает 22 часа), и чтобы разменять 100 000 километров, хватает буквально одного года. И, кстати, покрышку разрешено «стаптывать» до второго-третьего слоя металлического корда! Вся техника оснащена датчиками давления: случись пробой, от водителя требуют немедленно остановиться — если этого не сделать, дорогущая шина может прийти в негодность.
Как происходит шиномонтаж?
Двое рабочих откручивают 24 гайки, а затем специальный погрузчик-манипулятор снимает колесо — последнее укладывают на шиномонтажный стенд, после чего при помощи кран-балки снимают сначала стопорное кольцо, а затем и коническое (на самосвалах используются 5-составные ободья). После ремонта — в обратном порядке: кольца, накачивание, погрузчик, гайки... На замену всех покрышек уходит от нескольких часов до одного дня.
Как ремонтируют такие шины?
По таким же технологиям, что обычные легковые! Только... в 200 раз больше. Вулканизация, пластыри... Балансировка, по понятным причинам, не делается. Давление, до которого накачивают шину, — 6,5 атмосферы, поэтому при накачке на колесо надевается страховочный «паук» (если такая шина взорвётся — мало не покажется никому). И вообще, от шиномонтажников требуют строжайшего соблюдения техники безопасности.
Хотите такое колесо на дачу?
Отечественные дачники очень любят всевозможный декор из покрышек (а зря: старая шина, просто лёжа на земле, выделяет порядка 15 наименований вредных химических веществ). Так вот. Раздобыть 59/80 R63 на самом деле не проблема. Проблема его перевезти: для доставки «колёсика» диаметром четыре метра нужно заказывать перевозку «негабарита» со спецразрешением, а это — очень и очень дорогое удовольствие.