Найти тему
ЭХ, ПРОКАЧУ!

Мария Антуанетта: незаслуженная героиня

Незаслуженные герои: незаслуженно-известные и незаслуженно-интересные. О них снимают фильмы и пишут романы, им приписывают адюльтеры и мистические способности, их именами назвают пирожные и сорта роз. В истории есть целый ряд личностей, которые при ближайшем рассмотрении выглядят скучно и буднично - они откровенно серы.

Или же - недостаточно ярки. Но о них мы с детства знаем всё или почти всё, тогда как их менее «обласканные» современники по-прежнему лежат на полках истории и безуспешно ждут своего часа. Типичный пример - Мария-Антуанетта.

Её называют «плоть от плоти Галантного Века», о ней пишут и романисты, и глянцевые недо-журналисты. До неё снизошёл сам Стефан Цвейг. Фейхтвангер в романе «Лисы в винограднике» посвятил ей много-много страниц текста...

Норма Ширер в роли Марии-Антуанетты. 1938 год. Источник - https://www.pinterest.ru/
Норма Ширер в роли Марии-Антуанетты. 1938 год. Источник - https://www.pinterest.ru/

Она - самая известная королева Франции и вообще - королева! Ну, может, за исключением Анны Австрийской и Марго, которым повезло попасть на кончик пера господина Дюма. Я бы вообще остереглась называть Антуанетту - истинной дочерью Галантного Века, ибо она, как раз-таки, сильно выпадала из него.

Ибо была ...не сильно умна. XVIII век - это время людей-энциклопедистов, которые, меж тем, не гнушались интриг, заговоров и галантных похождений. Бомарше - да. Помпадур - несомненно. Екатерина Великая - сто процентов.

И наш Ломоносов - его жизнь с побегом из дома, учёбой, прусской армии, поэзией и физикой, ...с интрижкой в городе Марбурге и дружбой с фаворитами - это типичная история Галантного Века.

Норма Ширер в роли Марии-Антуанетты. 1938 год. Источник - https://www.pinterest.ru/
Норма Ширер в роли Марии-Антуанетты. 1938 год. Источник - https://www.pinterest.ru/

Но считать эту малограмотную немецкую девочку из многодетной императорской семьи (sic!) - о, нет! Что она изобрела? Высокие причёски? Не вполне она, а всё больше её куафёр - мсье Боляр. Фасоны платьев? Тоже не она, а модистка Роза Бертен.

Чем она была славна? Фразой про пирожные? Если и сказала, то не из остроумного цинизма, а по глупости. А, скорее всего, и не говорила. Она была обычной потребительницей, которая проматывала бюджет государства. Всё.

В своё время мне довелось читать журналы мод XIX века (тогда культ погибшей королевы достиг небывалых высот), так вот выражение 'а-ля Мария-Антуанетта' в конечном итоге стало просто выводить меня из себя.

Кирстен Данст в роли Марии-Антуанетты. 2006 год. Источник - https://www.pinterest.ru/
Кирстен Данст в роли Марии-Антуанетты. 2006 год. Источник - https://www.pinterest.ru/

Ну, мало того, что этим именем называли буквально всё - от шляпок до обойного шёлка, так ещё никакого попадания в эпоху не было - все эти вещи не были 'а-ля Мария-Антуанетта'. Они не имели ни малейшего сходства с модной линией конца XVIII века.

Это примерно, как любое псевдо-ретро называть а-ля 'Ева Браун'. Просто к середине XIX века Марию-Антуанетту так распиарили, что она сделалась персоной номер один Галантного Века. Более того, их часто путают с...мадам Помпадур.

Да-да. Действия одной приписывают другой. Например, пособничество в изобретении высоких причёсок. В эру Помпадур носили маленькие куафюры, украшенные жемчугом и розами.

Кирстен Данст в роли Марии-Антуанетты. 2006 год. Источник - https://www.pinterest.ru/
Кирстен Данст в роли Марии-Антуанетты. 2006 год. Источник - https://www.pinterest.ru/

Поскольку персона Марии-Антуанетты начисто лишена интересных фактов, их надо срочно придумывать. На протяжении двухсот лет ей присочиняют любовников и даже - любовниц.

Ей в постель кладут то Водрейля, то герцога Орлеанского, то кардинала де Роган (это сущая дикость!), то принцессу де Ламбаль, то даже ту дамочку, которая была замешана в скандале с ожерельем.

Её возможный, но не доказанный роман с Акселем Ферзеном кормил и кормит целую плеяду писателей и сценаристов. А она была просто скучающая немецкая курочка, которой нравилось менять наряды и кушать пирожные.

Кадр из фильма Софии Копполы о Марии-Антуанетте (2006). Источник - https://www.pinterest.ru/
Кадр из фильма Софии Копполы о Марии-Антуанетте (2006). Источник - https://www.pinterest.ru/

Скорее всего, она даже не изменяла своему Луи (очень неподходящий для неё супруг! Высоко образованный, умный человек и хороший слесарь). Находясь при дворе, где вертелись величайшие умы Европы, Антуанетта не удосужилась прочесть ни одной умной книги!

Сравните с Екатериной - та всё время что-нибудь читала и писала! Но прелестная Тони (как звали её в детстве) красиво умерла. Её несправедливо убили. Она страдала. Людям нравятся истории про бабочек, которые погибают в огне.

Им нравится контраст ненапряжного бытия с последующими лишениями и - смертью на гильотине. Много любила, была красавицей, а потом - гордо погибла. Жа-а-алко! Самая кассовая история!

Зина Корзина (с)