Новость о том, что глава Чечни Рамзан Кадыров попросил у президента России Владимира скоростную железную дорогу до Грозного, быстро облетела Интернет и уже успела обрасти мифами. Давайте разбираться, что к чему, и почему Кадырова не стоит критиковать за предложение.
Никто не знает, что такое ВСМ
Начнем с главного. В статье «Коммерсанта» о строительстве скоростной ж/д в Чечню используются три загадочные буквы ВСМ – высокоскоростная магистраль. Что это такое применительно к России – никто не знает. Когда-то ВСМ хотели строить между Москвой и Петербургом, но в результате ограничились «Сапсаном», который идет по общему пути с обычными поездами.
К чемпионату мира по футболу ВСМ обещали протянуть до Казани через Нижний Новгород и сделать это планировали вместе с китайцами. Но китайцы вовсю уже возят своих пассажиров по железным дорогам со скоростями до 350 км/ч, а мы строительство этой самой ВСМ не только не начали, но и не договорились о том, что это такое.
Поэтому когда «Коммерсант» написал, что Кадыров предложил Путину построить ВСМ в Чечню, нужно понимать, что это что-то абстрактное.
Второе важное замечание. Еще до Кадырова РЖД планировало строительство ВСМ Москва—Адлер. Для этого с действующего пути будут убраны грузовые поезда, а время в пути пассажирских поездов на участке Москва – Адлер сократится с нынешних до 24 (самый быстрый поезд) до 16 часов.
За счет чего это будет сделано, какие составы будут использоваться и т.д. – ни на один из этих вопросов конкретного ответа нет.
На Кавказе есть пассажиры. И много
Теперь о том, что предложил Кадыров. А предложил он построить ответвление от уже запланированной ветки – от Краснодара на Кавказ. Такое ответвление, которое соединило бы скоростным сообщением Краснодар с Грозным через Майкоп, Черкесск, Минводы, Нальчик и Владикавказ. От Грозного ветку можно продлить до Махачкалы.
Почему это правильная идея? Кавказский регион сегодня имеет высокую плотность и мобильность населения. Несмотря на сравнительно небольшую территорию Кавказского федерального округа, там колоссальная плотность аэропортов (тут, конечно, есть и исторические причины и менталитет – жителям Ингушетии, например, куда приятнее летать из собственного аэропорта, чем ехать 50 км в Северную Осетию и лететь оттуда). Из Москвы ежедневно летают десятки самолетов в Грозный, Махачкалу, Нальчик, Магас, Беслан, и в два раза больше, чем во все перечисленные города вместе взятые – в Минеральных водах.
Более того, у каждой республики есть свой поезд до Москвы, а у некоторых еще и до Петербурга. Большинство поездов в пути ежедневно (иногда через день).
Почему нужна новая ж/д
Все поезда на Кавказ сейчас идут по линии Москва – Ростов-на-Дону, которая итак загружена поездами на юг – в Адлер, Анапу, к курортам Азовского моря. Вернее, по двум линиям. Вот, например, поезд Москва – Адлер идет до Ростова 15 часов 19 минут – напрямую через Рязань, Воронеж. Но в расписании можно найти множество других поездов – как регулярных, так и дополнительных, которые идут часто в два (!) раза дольше.
А теперь представьте, если на это же направление повесить еще и крымские поезда в 2020 году? А это несколько десятков. До 2014 года они ходили по другой линии – через Белгород, Харьков. А теперь пойдут тут же…
Если в России построят скоростную железную дорогу на юг и соединят с ее помощью Москву не только с курортами, но и с Кавказом, это будет большой железнодорожный прорыв.
Но…
Несбыточная мечта
Самое скоростное, что мы смогли на данный момент – это довести некоторые участки путей Москва – Петербург, Москва – Нижний Новгород и Петербург – Выборг до такого состояния, чтобы там не стыдно смотрелись поезда «Сапсан», «Стриж» и «Аллегро». На остальных участках запустили с черепашьей скоростью «Ласточку» и остались довольны.
Но на Кавказ и к морю на «Сапсанах» не поедут, 16-20 часов никто сидеть не будет. Так что идея Кадырова хоть и правильная, но пока из разряда несбыточных мечтаний.
Читайте также:
· Чего не было на железной дороге в России 10 лет назад?