Университет был образован ещё в 1971 году, но раньше носил название Московского института инженеров гражданской авиации (МИИГА). Здесь готовят специалистов по работе в области гражданской авиации: инженеров, техников, диспетчеров, логистиков, экономистов и многих других.
Холл главного здания наполнен воздухом, в котором парит Земля и маленький самолётик.
Стена вестибюля украшена художественным панно и витражом с очертаниями континентов.
Заглянув в столовую, я обнаружил там занятные росписи.
Нестандартное оформление окошка для грязной посуды.
До 1999 года основными учебными корпусами были два соединённых школьных здания, расположенные на Пулковской лице. Туда мы и переместились для осмотра тренажёрной базы университета.
В лаборатории процедурных тренажеров воздушных судов и авиационных систем нас встретил заведующий кафедрой, профессор Олег Фёдорович Машошин. Он поведал о тренажёрах типа MFTD самолётов A320 и A330. С их помощью можно виртуально проникнуть в любой уголок лайнера, открыть любой люк и нажать любую кнопку. В ближайшее время сюда будет закуплен аналогичный тренажёр для Boeing 737.
Lufthansa Technik обучает здесь преподавателей работе с новыми авиационными тренажёрами Airbus, закупленными университетом. Тренажёр является одним из лучших в стране, сюда приходят учиться даже из «Аэрофлота» и S7.
Процедурный тренажёр А330 производства французской фирмы ECA Faros. Здесь нет полноценной симуляции с видом из кабины, но можно полетать «по приборам».
Управление тренажёром осуществляется в основном при помощи сенсорных экранов.
Класс подготовки диспетчеров. На стене - карта Московского авиаузла (МАУ), на столах - то же оборудование, что и в реальной диспетчерской вышке. Здесь можно одновременно готовить до 12 студентов.
Виктор Иванович Цепилов - КВС на Ан-2 и Ан-26, отлетавший двадцать лет на северных маршрутах Красноярского края, настоящий ас гражданского флота.
Студент Андрей Ексимов продемонстрировал работу диспетчера. Сейчас этот старшекурсник проходит практику в УВД Шереметьево.
В соседней комнате его работу курирует действующий диспетчер МАУ, бывший пилот, преподаватель кафедры УВД.
Как происходят учебные переговоры диспетчера с пилотами, можно посмотреть на видео:
А вот автоматизированное рабочее место диспетчера. График работы - 2/2 по 11 часов, стоимость обучения - 200 тысяч рублей за семестр, а зарплата - около 100 тысяч в месяц.
Устрашающие таблицы позволяют оценить трудность этой работы.
Здесь можно моделировать любые зоны контроля и любые ситуации в небе. Красные зоны - запрещённые для полётов: Москва, Барвиха, танковый полигон в Алабино, военный городок Балобаново-1.
В визуализации задействованы модели аэропортов Внуково и Шереметьево, а также небольшой региональный аэродром (он на фото). В будущем планируется ввести Домодедово и другие аэропорты.
Картинку можно мгновенно поменять: время суток, время года, погоду, добавить или убрать самолёт. Отрабатываются и нештатные ситуации, например, выход коровы на ВПП.
Или посадка борта с горящим двигателем.
Дальше переходим в аудиторию кафедры транспортной безопасности.
Здесь проходят подготовку и повышение квалификации сотрудники, ответственные за обеспечение безопасности на объектах воздушного транспорта.
В классе представлены предметы, запрещённые к проносу на борт.
Демонстрируется, как могут быть замаскированы опасные объекты. Например, в книге или детской игрушке.
Предметы, запрещенные к провозу в багаже.
Предметы, запрещённые к провозу в ручной клади.
Взрывные устройства и прочее, замаскированные под обычные предметы.
Блогеры опробовали свои силы на тренажёре, имитирующем рентгеновскую установку (индоскоп) на входе в аэровокзал.
В режиме реального времени нужно определить по цвету и форме предметы, запрещенные к провозу. Оператору даётся 11 секунд, чтобы найти в чемодане три ручки и взрывное устройство.
В классе пилотажно-навигационных комплексов нас встретил советник ректората по инновациям к.т.н. Андрей Леонидович Горбунов.
Он продемонстрировал новейшие разработки, часть из которых не имеет аналогов в мире.
Например, специальные очки, совмещённые с планшетом, а в перспективе - и со смартфоном.
Задача этой разработки - указать пилоту необходимую траекторию полёта (коридор), по сравнению с фактическим расположением самолёта. Такие очки могут быть незаменимы при плохой видимости. Андрей Леонидович особенно напирал на то, что будь у пилотов такой прибор, трагедия с президентом Лехом Качиньским могла бы не произойти.
Другие очки накладывают на реальную картинку трёхмерные модели. Это очень полезно при манёврах на лётном поле, позволяет визуализировать положение машины относительно других самолётов и избежать столкновений. В очки встроены две видеокамеры и два микродисплея, а также датчик позиционирования.
Такая картинка отображается на экранах очков. Позади самолёта как раз видно меня, фотографирующего экран монитора.