Дворец первого губернатора Петербурга Александра Даниловича Меншикова на Васильевском острове - самый старый из сохранившихся дворцов города. При Петре I именно здесь проходили все торжественные пиры и парадные обеды, играли свадьбы царевича Алексея с Софией Шарлоттой и будущей императрицы Анны Иоанновны с Курляндским герцогом Фридрихом Вильгельмом.
После того, как в 1727 году Меншиков был отставлен от дел и сослан в Берёзов, его обширную усадьбу приспособили под военное училище. В 1966-1981 годах была проведена масштабная реставрация, и во дворце открылся музей истории и культуры петровского времени. Сегодня я приглашаю вас на прогулку по восстановленным интерьерам усадьбы.
Парадный фасад дворца, выходящий на берег Невы, представляет собой великолепный образец петровского барокко, нечасто встречающегося на улицах Петербурга и Москвы.
Вот так дворец выглядел ко времени постройки в 1714 году. Садовые флигели с колоннадами окружали внутренний двор, что придавало зданию итальянские черты. Усадьба с цветником и садом тянулась через весь Васильевский остров до Малой Невы. Дошедшая до час часть дворца - центральная с двумя боковыми крыльями (на макете перекрыты серой двускатной крышей).
После смерти Петра в 1725 году Меншиков построил самый первый наплывной мост в городе, прямо от своего дворца на противоположную сторону реки. А до этого перед дворцом находилась пристань, куда прибывали гости. Их встречали музыкой: для оркестра была выделена широкая лоджия над центральным портиком. Главный фасад был завершён аттиком с шестью скульптурами, изображающими римских богов. Венчала здание высокая мансарда с изломом.
Великолепный керамический герб князя Меншикова.
Образцы голландской керамической плитки, находившейся в отделке дворца при Александре Даниловиче.
Первое помещение с восстановленными интерьерами - Большая палата, зал для парадных приёмов. Стены зала покрыты шпалерами XVII века с сюжетами из жизни македонского царя Персея. У дальней стены стоит древнеримская скульптура Аполлона II века н.э.
По соседству находится Поварня, где готовились блюда для званых обедов. В зале собрана медная и оловянная посуда.
В Токарне можно увидеть станок, на котором работал Пётр I.
На витрине - тарелки, изготовленные руками царя.
По парадной лестнице поднимемся на второй этаж.
Сначала пройдём в западную часть дома, принадлежавшую супруге генерал-губернатора, Дарье Михайловне.
На обитых тканью стенах Западной передней висят портреты дочерей Меншикова. Слева - Александры, фрейлины Анны Иоановны и жены Густава Бирона, младшего брата всесильного фаворита императрицы. Справа - Марии, невесты императора Петра II. Обе прожили недолго: Александра умерла при родах в возрасте 23 лет, Мария скончалась в Берёзове в день своего 18-летия.
Комната обшита китайскими обоями и понизу дубовыми панелями.
Вернёмся в центральную часть дворца и перейдём в комнату, условно обозначенную как спальня Дарьи Михайловны.
Последний зал в выступающем ризалите с окнами на Неву - Кабинет с живописью. У стены стоит кабинет (секретер) XVII века с живописными вставками, выполненными на мраморе. На стенах, обитых синим сукном, в симметричных композициях развешаны картины европейских художников XVII века.
Всю центральную часть дворца занимает двусветный зал, где устраивались царские приёмы и ассамблеи.
В торце зала стоят уникальные часы-орган из красного дерева, созданные английским мастером Уильямом Уинроу в середине XVIII века. Часы принадлежали князю Потёмкину и стояли в Таврическом дворце.
В торце зала построен портик в виде триумфальных ворот с золочёными капителями.
В следующей зале на стенах висят портреты Александра Даниловича и Дарьи Михайловны Меншиковых. Это Предспальня, служившая приёмной генерал-губернатора.
Из Предспальни дальше ведут две двери. Левая - в Кабинет из прихожей.
Крайняя комната в этом крыле - «Варварин покой». Комната принадлежала Варваре Арсеньевой, сестре супруги губернатора.
В узоры лепнины потолка введены вензели WM. Варвара Михайловна была горбата, своей семьи не имела и занималась воспитанием детей Меншиковых.
Cпальня Александра Меншикова. Правда, кровать здесь искать бессмысленно.
Наконец, последний и самый пышный зал дворца - Ореховая, выходящая окнами на Неву. Здесь сохранилась уникальная отделка привезённым в начале XVIII века из Персии ореховым деревом.
Между центральных окон стоит кабинет чёрного дерева, изготовленный во Фландрии в XVII веке, а над ним - портрет Петра I 1697 года, кисти голландского мастера Яна Веникса.
Потолочный плафон зала написан Филиппом Пильманом в 1717-1718 годах на холсте. По легенде, четыре женские головки по углам изображают дочерей Меншикова - Марию, Александру, Варвару и Екатерину.