Хотя наш блог в первую очередь посвящен боевым и оздоровительным искусствам Китая, наши читатели регулярно просят рассказать о других проявлениях китайской культуры. Чаще всего просят поделиться рецептом вкусным и не сложным, есть такие китайские блюда.
Нам же на самом деле хотелось бы поговорить не только о вкусной и здоровой пище (китайской или европейской, или даже - африканской), гораздо более интересно то, как это непосредственно связано с боевыми искусствами.
Всё очень просто: если плохо питаться – будешь плохо тренироваться. И поэтому в боевых искусствах Китая существовала поговорка: «если не ешь мясо, то откуда [возьмётся] Гунфу».
Вопрос питания - это очень интересная тема, которая сравнительно мало освещается в рамках традиционных боевых искусств, а вот среди поклонников атлетизма или фитнесса - она вполне заслуженно популярна.
С восточными же боевыми и оздоровительными практиками есть некоторые сложности в плане понимания - какое же должно быть правильное питание? В конце восьмидесятых и в начале девяностых годов, когда всплыл основной интерес к восточным боевым искусствам, также было и очень много придумано мифов да сказок про неведомый нам тогда Мир Боевых Искусств. Все просто - был недостаток достоверных знаний. Это сейчас несложно найти и видео, и подробные сведения по большинству школ ушу, и интернет-переводчик с китайского тут тоже в помощь, но тогда...тогда мы обменивались крохами малодоступной информации, копировали редкие книги, а чаще переписывали и перерисовывали их, мы внимали рассказам более продвинутых товарищей, не понимая тогда, что они - лишь мифотворцы...
Поэтому в те годы сложилось вполне устойчивое впечатление, и это впечатление сохраняется до сих пор: истинный практик боевых искусств – вегетарианец.
Многие обосновывают сие утверждение на точке зрения, что боевые искусства Китая ведут свое происхождение из буддийских или двосских монастырей, хотя уже в начале ХХ-века исследователи Центрального Института Гошу, развенчали миф о том что все боевые искусство происходят из «трёх Корней»: из обители Шаолинь в горах Суншань, от даосских обитателей гор Удан или из даосских и буддийских монастырей гор Эмэй.
На самом деле большинство этих обителей и сейчас находится в сложных, труднодоступных местах, что вполне логично. Серьезная практика буддизма, даосизма или чего-то ещё, во многих случаях требовала уединения, и люди уходили подальше в горы, чтобы оторваться от социума, его проблем, омрачений и обусловленностей.
Однако надо понимать, что Китай - большой, нормальная логистика появилась в стране лишь за последние десятилетия, поэтому свободный обмен такой специфической информацией по всей стране был очень затруднен. Это даже не говоря о том, что есть куча стилей, которые абсолютно не связаны с каким-либо из этих трёх центров. Но об этом уже говорилось раньше, а сейчас мы вернёмся к теме питания.
Как упоминалось выше, сторонники травоядного питания в боевых искусствах апеллируют к буддизму до сих пор, однако они почему-то игнорируют тот факт, что самый известный и самый боевой буддийский монастырь, Северный Шаолинь, в свое время высочайшим императорским указом получил разрешение есть мясо. Что интересно, в годы так называемого "Золотого века ушу" во времена Великой Минской империи (1368-1644) шаолиньские усэны были совсем не уникальны. Например в «Записях о главных победах монахов-воинов», записанных Чжэн Жоцзэном (1503 — 1570), даже приводится классификация крупнейших центров буддийских боевых искусств Китая того времени. Самыми лучшими и искусными мастерами ушу он называет вышеупомянутых монахов с Суншаньских гор. На втором месте в боевом мастерстве, по его мнению, стоят буддийские монахи из монастырей с горы Фунюшань (Гора лежащего быка, провинция Хэнань). На третьем месте, по Чжэн Жоцзэну, находятся монахи-воины из буддийских монастырей с горы Утайшань (Гора пяти высот, провинция Шаньси). Кроме этого, он упоминает буддийских монахов-воинов и из других регионов Китая, в частности, из монастырей города Ханчжоу (провинция Чжэцзян). И сразу становится интересно: а как же питались там боевые монахи? У них же не было императорского разрешения. Но нуждались ли они вообще в нем, вот в чем вопрос.
На самом деле в буддизме нет не только запрета на мясоедение, но и даже попытки Дэвадатты ввести вегетарианство были в свое время пресечены, а обычно приписываемые Будде Шакьямуни слова о недопустимости мясоедения находятся совсем не в Дхаммападе, но в Сурамгама-сутре, созданной уже в Китае примерно в восьмом веке. И уже тогда были подозрения в том, что она действительно была записана со слов Будды. Но, хотя и основоположник буддизма ни в одном из своих текстов учений не запрещал есть мясо, он однозначно предлагал избегать ситуаций, когда для вас, для практикующих буддизм, специально забивают живых существ на мясо.
И здесь довольно сложный для не буддиста важный момент: даже если вы так сильно не желаете есть мясо - убивать животных не прекратят, другим людям тоже что-то надо есть, да и не только людям, животным тоже. Но при этом наша гипотетическая корова, отправленная на убой, у неё, у этой коровы, нет какой-либо возможности в дальнейшем встретиться с учением Будды и освободиться от бесконечных перерождений в Колесе Сансары. Собственно на такой мотивации построены ряд практик буддизма, где практикующий осознанно употребляет небольшие куски мяса, тем самым устанавливая между собой и поедаемой животинкой некую связь. Эта связь должна позволить этому животному в следующих перерождениях встретиться с Учением и освободиться от Страданий.
Нам же надо понимать, что во многом эти запреты потребления мяса возникли в индуистской культуре, это явление - следствие слабо развитого животноводства, когда даже очень обеспеченные люди далеко не всегда имели возможность регулярно есть мясо, на что у нас сейчас есть много исторических свидетельств.
Да что говорить, до фундаментального прорыва в агрохимии, когда человечество смогло массово производить азотные удобрения, до этого чудесного момента, не было никакой гарантии, что вы вдоволь будете питаться не то чтобы мясом, но и даже той едой, что вырастает сама.
Но нам все же интересна связь между занятиями ушу и питанием. Вообще, эта тема мало освещена, хотя мне кажется, что отношение к этому вопросу в среде Цзянху давным-давно внятно изложено в этом замечательном отрывке:
Несколько дней У Сун находился в пути и, наконец, достиг уезда Янгу. Но до уездного города было еще далеко. С утра У Сун прошел довольно большое расстояние и в полдень почувствовал, что сильно проголодался. Как раз в это время он увидел неподалеку маленький кабачок, над входом которого развевался флаг с надписью: «Выпьешь три чашки и не пройдешь перевала».
Войдя в кабачок, У Сун поставил рядом с собой свою палицу и крикнул:
– Хозяин, дай-ка мне поскорее выпить и закусить! Хозяин тотчас же принес три чашки, палочки для еды, блюдо с горячими закусками и все это поставил на стол перед У Суном. Потом он налил гостю полную чашку вина, которую тот осушил одним духом.
– Да, винцо крепкое! – сказал У Сун. – Хозяин, а не найдется ли у тебя к этому вину чего-нибудь поосновательней на закуску?
– Есть вареная говядина, – сказал хозяин.
– Вот и хорошо! – обрадовался У Сун. – Отрежь-ка мне два цзиня.
Хозяин пошел во внутреннее помещение, отвесил два цзиня вареной говядины и, нарезав ее, подал на блюде У Суну. Потом он налил У Суну вторую чашку вина, и тот снова выпил и похвалил:
– Доброе вино, хозяин!
Налил ему хозяин и третью чашку, но больше вина не подавал. Тогда У Сун постучал по столу и, подозвав хозяина, спросил:
– Что ж ты мне больше не подливаешь?
– Если уважаемый гость желает, я могу принести еще мяса.
– Но я хочу вина, – сказал У Сун, – хоть и от мяса не откажусь.
– Мяса я вам сейчас нарежу, уважаемый гость, – сказал хозяин, – но вина больше не подам.
– Что за чудеса! – удивился У Сун и, обращаясь к хозяину, спросил: – Почему ты не хочешь дать мне еще немного вина?
– Уважаемый гость! – оказал хозяин. – Ведь на вывеске у дверей написано: «Выпьешь три чашки и не пройдешь перевала».
– Что это значит? – спросил У Сун.
– А то, – отвечал хозяин, – что хоть у нас вино и свое, самодельное, но по вкусу и качеству не уступает настоящему выдержанному вину. Кто выпьет три чашки, сразу пьянеет и уже не может пройти перевал, находящийся на пути. Вот почему мы и назвали наш кабачок: «Выпьешь три чашки и не пройдешь перевала». Поэтому четвертой чашки путники уже не спрашивают.
– Если это правда, – засмеялся У Сун, – так почему же я выпил три чашки и не опьянел? – Свое вино я назвал «Ароматом, проникающим сквозь бутыль», или еще: «Вино, что валит с ног за порогом». На вкус оно тонкое и приятное, а пройдет немного времени – и свалишься с ног.
– Не болтай глупостей, – сказал У Сун. – Что ж, я тебе не заплачу за него, что ли? Налей-ка мне лучше еще три чашки!
Убедившись, что У Сун не пьян, хозяин снова наполнил все три чашки. У Сун выпил и сказал:
– А в самом деле хорошее вино! Давай-ка, хозяин, уговоримся: я стану платить тебе отдельно за каждую чашку, а ты знай подливай!
– Уважаемый гость, – продолжал уговаривать его хозяин. – Не надо больше пить. Ведь этим вином недолго и до бесчувствия упиться, а тогда ничем не поможешь!
– Да брось ты чушь городить! – рассердился, наконец, У Сун. – Если б ты даже подлил в вино зелья, то и тогда мой нос разнюхал бы!
Видя, что такого не переспоришь, хозяин снова налил ему три чашки.
– А ну-ка принеси еще цзиня три мяса! – приказал У Сун.
Хозяин удалился, нарезал еще два цзиня вареной говядины и наполнил вином три чашки. А У Сун знай себе ел да пил. Наконец, он достал серебро и, подозвав хозяина, сказал:
– Посмотри-ка, хозяин, хватит тут заплатить за вино и закуски, которые я брал у тебя?
– Даже многовато, – оказал тот, пересчитав серебро, – вам полагается еще сдача.
– Никакой мне сдачи не нужно, – сказал У Сун. – Налей-ка мне лучше на эти деньги еще вина.
– Уважаемый гость! – воскликнул хозяин. – Да разве вы столько выпьете? За ваши деньги причитается еще шесть чашек!
– Ну раз причитается, так давай их сюда полностью, – сказал У Сун.
– Вы вон какой здоровенный! – сказал хозяин. – Как напьетесь пьяным и свалитесь, так вас и не поднять!
– Хорош бы я был, если бы тебе еще пришлось меня подымать! – возмутился У Сун.
Но хозяин кабачка упорно отказывался подавать вино. Тогда У Сун разозлился и заорал:
– Что, я у тебя бесплатно пью, что ли? Перестань меня сердить, не то я все тут к чертям разнесу! Вверх дном переверну твой дрянной кабачок!
«Ну, парень, видно, готов! – подумал про себя хозяин, – и раздражать его не стоит». Он наполнил вином еще шесть чашек и подал У Суну. Лишь опорожнив восемнадцатую чашку, У Сун, наконец, взял свою палицу и, поднявшись, сказал:
– А ведь я еще не пьян, хозяин! – и, выйдя из дверей кабачка на улицу, он рассмеялся и сказал: – Вот тебе и «Выпьешь три чашки и не пройдешь перевала», – и, взяв в руки палицу, зашагал прочь.
«Речные заводи» , пер. А.П. Рогачева
Продолжение следует...
Дмитрий Моисеев, СПб-山东