Найти в Дзене
Что бывало

Поймать злодея

Куйбышевский авиационный завод , как и многие другие предприятия страны , активно участвовал в работе по программе " Энергия - Буран". Наш завод №18 в основном по Бурану , а соседний завод №1 по Энергии , но не только . Первый завод ( " Прогресс" ) делал огромные баки для ракеты , которые нужно было возить на Байконур . Не подоспели тогда ни Руслан ни Мрия . Специалистами ОКБ Мясищева был предложен "быстрый "вариант решения проблемы - переделать свой стратегический бомбардировщик 3М в транспортника . Мы делали

фото с сайта Chert-poberi . ru
фото с сайта Chert-poberi . ru

для него фюзеляжные шпангоуты .

За двадцать лет работы на авиационном производстве мне приходилось работать с документацией разных ОКБ : Туполева , Мясищева , Антонова , Ильюшина , Лозино -Лозинского и других . И вот что заметил , что чертежи разных ОКБ читаются по- разному . Вроде бы существовала тогда система ЕСКД ( Единая система конструкторской документации ) , а чертежи воспринимались по- разному . Если Туполевские чертежи читались нами слёту , то другие требовали дополнительного внимания иногда и раздумий . Я не говорю что одни были лучше , а другие хуже , но воспринимались по- разному . Это как почерк у человека - и буквы одинаковые , и правила грамматики одни для всех , а написанное читается по- разному . Может мы привыкли к Туполевскому почерку .

На этих шпангоутах по оси самолета устанавливалась стальная втулка из нержавейки диаметром примерно 40-50 мм ( точно уже не помню) . Была выноска на чертеже и ссылка на тех условия с номером по которому нужно было закрепить эту втулку . По чертежу заделка раскаткой , а по ТУ чеканкой . Это совсем разные вещи , принципиально разные. Иду к Главному технологу завода Спрыгину Е.И. , объясняю ситуацию и прошу изготовить в инструментальном цехе спец раскатку . Через пару дней приходит в цех здоровенный чекан изготовленный по ТУ . И не то , что бы Евгений Иванович меня не понял , всё он прекрасно понимал , сам выходец из нашего цеха . Но система производственных отношений в авиационном производстве устроена была так , чтобы можно было вычислить "злодея ", при определённых обстоятельствах . Каждый исполнитель расписывался за то , что сделал , на всех уровнях от рабочего до директора . Рабочий в заказ - наряде за каждую операцию , технолог на каждой странице разработанной технологии и так далее .
Не было бы в чертеже ссылки на ТУ , не было бы и проблемы , так как сам чертёж ясно давал понять , как заделать эту злополучную втулку . Здесь была явная конструкторская ошибка .
Стандартная процедура укрупнённо в таком случае выглядит так - я пишу письмо в свой СКО ( серийный конструкторский отдел) , они рассматривают вопрос и готовят письмо за подписью Главного инженера завода в ОКБ Мясищева . Там вопрос рассматривают и присылают ответ . Письмо с ответом расписывается Главным инженером в СКО , там , на его основании , выпускают извещение на изменение чертежа , после этого технолог цеха обязан внести изменение в чертёж и технологию и только тогда можно заказать раскатку . А её нужно ещё сделать . Всего - то ... По времени - недели три . Не было тогда ни каких интернетов , скайпов и прочего . На основании телефонного разговора чертёж не изменишь , нужен документ. А срок на изготовление деталей у нас на заводе был один - вчера . В лучшем случае - завтра . По этому решение такого курьёзного и казалось бы незначительного вопроса потребовало совещания у Главного инженера завода Тюхтина П. С . Для ускорения процесса кто-то должен был нарушить существующий порядок , взять на себя ответственность и дать указание как делать . В результате сделали мы всё по науке , только задним числом и детали сдали в срок .
Если понравилась статья , ставьте палец вверх , поделитесь с друзьями и подписывайтесь на канал .