Найти в Дзене
Что бывало

Как титановые скамейки из Бурана подтвердили афоризм Черномырдина

В начале 80-х годов на Куйбышевском авиационном заводе полным ходом шло изготовление многочисленных деталей и агрегатов на " Буран" . Как известно , в программе " Энергия - Буран " были задействованы сотни предприятий и организаций , почти все авиационные заводы страны . Вот и в нашем цехе № 34 изготавливались пояса лонжеронов крыла . Делали их из титанового проката . Огромными титановыми плитами была завалена площадка на заднем дворе цеха под крышу . Прежде чем начать изготавливать деталь , нужно было " распустить " плиты на заготовки . А одолеть прокат титана ВТ23 оказалось не просто . Особенно не поддавался обработке так называемый альфированный слой , очень твёрдая и грубая окалина по краям плит , которую нужно было срезать . Ни каких лазеров и прочих чудес тогда у нас не было . Обходились тем что было , обычными фрезами из " быстрореза " производства Томского инструментального завода . Поначалу 60-миллиметровые концевые фрезы ломались как спички , за пару дней сломали м

В начале 80-х годов на Куйбышевском авиационном заводе полным ходом шло изготовление многочисленных деталей и агрегатов на " Буран" . Как известно , в программе " Энергия - Буран " были задействованы сотни предприятий и организаций , почти все авиационные заводы страны . Вот и в нашем цехе № 34 изготавливались пояса лонжеронов крыла . Делали их из титанового проката . Огромными титановыми плитами была завалена площадка на заднем дворе цеха под крышу . Прежде чем начать изготавливать деталь , нужно было " распустить " плиты на заготовки . А одолеть прокат титана ВТ23 оказалось не просто . Особенно не поддавался обработке так называемый альфированный слой , очень твёрдая и грубая окалина по краям плит , которую нужно было срезать . Ни каких лазеров и прочих чудес тогда у нас не было . Обходились тем что было , обычными фрезами из " быстрореза " производства Томского инструментального завода . Поначалу 60-миллиметровые концевые фрезы ломались как спички , за пару дней сломали месячный запас . Затем приспособились , подобрали режимы резания , а самое главное поняли , что альфированный слой нужно обрезать изнутри , врезавшись в питу . В связи с этим цех быстро зарылся в титановой стружке и крупных кусках отходов . Крыло было многолонжеронным , делали семь машин , так что работы и отходов хватало .

В это время мне как-то позвонил секретарь заводского Комитета комсомола Виктор Небольсин и предложил принять участие в субботнике на Комсомольской площади , который Комитет организует в ближайшую субботу . Будут сажать ели и приводить территорию в порядок . Нужно сказать что наш 120 корпус располагался на Главной Аллее завода и одной стороной выходил как раз на Комсомольскую площадь . И если на другой стороне площади , где находилась стела , Доска Почета и другие элементы оформления всё выглядело вполне достойно , то с нашей стороны не очень презентабельно .

Я в это время был заместителем начальника цеха №34 и секретарём цеховой комсомольской организации . Поэтому организовал свою комсомольскую бригаду , силами которой привели нашу сторону в надлежащий вид . Сделали площадку , выложили её плиткой , посадили ели . Получилось очень прилично , но чего - то не хватало для завершения и я понял , что там надо поставить скамейки для отдыха . Подобрал подходящий чертёжик в ОНОТи ( отдел научной организации труда ) . Выглядела эта скамейка просто , но как - то элегантно - четыре доски ( две сидушка , две спинка ) крепились к двум боковинам , которые опирались на четыре массивные чугунные опоры . Решил сделать три штуки . Подготовили доски и встал вопрос где сделать опоры . Можно было заказать в другом цехе , у нас чугуна не было . Но потом решил почему бы не использовать отходы " своего" титана , которых было неимоверное количество . Сказано - сделано . Отфрезеровали эти самые опоры - подставки и сделали их сдвоенными , чтобы были помассивней . Скамейки получились необычными, смотрелись хорошо и очень блестели, привлекая внимание. Многие приходили посмотреть, что это так блестит. К тому же рядом с нашим цехом была столовая и после обеда многие приходили посидеть , как бы сейчас сказали , в зоне отдыха. В целом народ одобрил. Всё вроде бы было хорошо , все довольны . Но ..." не долго музыка играла " . Месяца через три прихожу на работу , площадка наша осиротела - скамеек нет . Выясняю в чём дело . Оказывается проезжая по Главной аллее директор и другие руководители завода постоянно видели перед нашим цехом сидящих и неработающих людей и стали задавать вопросы начальнику цеха Коренюгину М. А . Обед на заводе был скользящий , по графику для разных цехов . Начинался в 11 и заканчивался в 14 часов . И хотя это были не наши люди , складывалось впечатление что цех пол-дня не работает . Коренюгин не выдержал и дал команду занести скамейки в корпус . Оказалось , что такой уголок отдыха на заводе не самая лучшая идея . Получилось точно по Черномырдину - " хотели как лучше , а получилось как всегда " . Прошло много лет , нет уже и Небольсина и Коренюгина и Бурана , ели выросли , а скамейки всё ещё стоят , только сидеть на них уже некому .
Если понравилась статья , нажмите палец вверх , поделитесь с друзьями и подписывайтесь на наш канал .