Фрунзенская. Перед нами Андреевский, он же Пушкинский, в честь Пушкинской набережной, пешеходный мост.
Картина застеколья в обрамлении желтого металла фантастическим сооружением неожиданно проступает сквозь ветви: еще не успел понять, что это, а уже входи в прозрачные двери! Ступаем на эскалатор, плывем над идущими по набережной машинами вверх, вверх. Ступенькой впереди едет тетенька в кислотно-желтом жилете, надписью «Гормост» на спине и шваброй наперевес.
Вот мы и над рекою, в стеклянной колбе моста. Свисают с потолка прозрачные шары светильников. Несмотря на запрещающие знаки, по мосту привычно катят роллеры, идут, изящно поднимая лапы, три борзые с хозяином, парнишка с рюкзаком деловито едет по-над речкой на велосипеде. Парочка, адаптировавшись к отсутствию скамеек, примостилась на «подоконнике». Кругом вода да берег, берег да вода. Выходим на открытый балкон, где легче дышится и можно без стекла наблюдать за яхтами да катерами, скопившимися во множестве на причале Пушкинской набережной.
Тяжеловесность балконного ограждения явно не вяжется с суперсовременными, воздушными конструкциями моста. Действительно, вот и надпись на каменной тумбе: «1907». Что ж это за гибрид времен такой?
Дело было так. В 1907 году на 35-м километре малого кольца Московской окружной железной дороги был выстроен Андреевский мост. Он был точной копией Краснолужского моста, находящегося выше по течению реки, на 38-м километре малого кольца ж/д. Мосты-близнецы соединяли берега Москвы-реки в основании петли, которую делает русло вокруг Лужников: Андреевский - со стороны Нескучного сада, Краснолужский - со стороны Берсеневской набережной.
В 1999 году, в связи со строительством третьего транспортного кольца, старый Андреевский мост был передвинут на полтора километра вниз по течению реки, соединяя теперь Нескучный сад с Фрунзенской набережной. (Мост здесь предполагался еще Генпланом развития Москвы 1935 года, поэтому и 1-ю Фрунзенскую улицу спроектировали гораздо шире соседних. План остался планом, но необходимость связать берега не отпала).
Легко сказать: «был передвинут». Мосты переносили и раньше, но впервые предстояло целиком сплавить по реке на приличное расстояние не поддающееся разборке арочное сооружение весом 1390 тонн, длиной 135 метров и высотой 15 метров. К этой операции готовились полгода. Дату наметили 22 мая – за три дня до начала навигации, чтоб не мешать судоходству.
Самой большой проблемой на подготовительном этапе стало снятие с металлических конструкций старой краски - за 90 с лишним лет Андреевский мост красили 11 раз, не снимая предыдущих слоев. Только на это ушло два месяца.
Когда настал «час Х», мост старое место покидать отказался. Чего только не делали: продували сжатым воздухом, промывали керосином, выдавливали домкратами – клинья сидели в пазах, как влитые. И только когда поднялся уровень воды в реке, арка все-таки вышла из распора. Мост перевозили тремя самоходными баржами, которые вели шесть буксиров. Ветер разворачивал баржи, приходилось останавливаться. В сплаве участвовало около 200 человек. По прогнозам специалистов, мост простоит еще 100 лет.
Мария Кронгауз