Найти тему
89,8K подписчиков

Фрунзенская: "Когда настал час икс, мост старое место покидать отказался"

1,7K прочитали

Фрунзенская. Перед нами Андреевский, он же Пушкинский, в честь Пушкинской набережной, пешеходный мост.

Фрунзенская. Перед нами Андреевский, он же Пушкинский, в честь Пушкинской набережной, пешеходный мост.

Картина застеколья в обрамлении желтого металла фантастическим сооружением неожиданно проступает сквозь ветви: еще не успел понять, что это, а уже входи в прозрачные двери! Ступаем на эскалатор, плывем над идущими по набережной машинами вверх, вверх. Ступенькой впереди едет тетенька в кислотно-желтом жилете, надписью «Гормост» на спине и шваброй наперевес.

Фрунзенская. Перед нами Андреевский, он же Пушкинский, в честь Пушкинской набережной, пешеходный мост.-2

Вот мы и над рекою, в стеклянной колбе моста. Свисают с потолка прозрачные шары светильников. Несмотря на запрещающие знаки, по мосту привычно катят роллеры, идут, изящно поднимая лапы, три борзые с хозяином, парнишка с рюкзаком деловито едет по-над речкой на велосипеде. Парочка, адаптировавшись к отсутствию скамеек, примостилась на «подоконнике». Кругом вода да берег, берег да вода. Выходим на открытый балкон, где легче дышится и можно без стекла наблюдать за яхтами да катерами, скопившимися во множестве на причале Пушкинской набережной.

Фрунзенская. Перед нами Андреевский, он же Пушкинский, в честь Пушкинской набережной, пешеходный мост.-3

Тяжеловесность балконного ограждения явно не вяжется с суперсовременными, воздушными конструкциями моста. Действительно, вот и надпись на каменной тумбе: «1907». Что ж это за гибрид времен такой?

Фрунзенская. Перед нами Андреевский, он же Пушкинский, в честь Пушкинской набережной, пешеходный мост.-4

Дело было так. В 1907 году на 35-м километре малого кольца Московской окружной железной дороги был выстроен Андреевский мост. Он был точной копией Краснолужского моста, находящегося выше по течению реки, на 38-м километре малого кольца ж/д. Мосты-близнецы соединяли берега Москвы-реки в основании петли, которую делает русло вокруг Лужников: Андреевский - со стороны Нескучного сада, Краснолужский - со стороны Берсеневской набережной.

В 1999 году, в связи со строительством третьего транспортного кольца, старый Андреевский мост был передвинут на полтора километра вниз по течению реки, соединяя теперь Нескучный сад с Фрунзенской набережной. (Мост здесь предполагался еще Генпланом развития Москвы 1935 года, поэтому и 1-ю Фрунзенскую улицу спроектировали гораздо шире соседних. План остался планом, но необходимость связать берега не отпала).

Передвижка Андреевского моста
Передвижка Андреевского моста

Легко сказать: «был передвинут». Мосты переносили и раньше, но впервые предстояло целиком сплавить по реке на приличное расстояние не поддающееся разборке арочное сооружение весом 1390 тонн, длиной 135 метров и высотой 15 метров. К этой операции готовились полгода. Дату наметили 22 мая – за три дня до начала навигации, чтоб не мешать судоходству.

Самой большой проблемой на подготовительном этапе стало снятие с металлических конструкций старой краски - за 90 с лишним лет Андреевский мост красили 11 раз, не снимая предыдущих слоев. Только на это ушло два месяца.

Передвижка Андреевского моста
Передвижка Андреевского моста

Когда настал «час Х», мост старое место покидать отказался. Чего только не делали: продували сжатым воздухом, промывали керосином, выдавливали домкратами – клинья сидели в пазах, как влитые. И только когда поднялся уровень воды в реке, арка все-таки вышла из распора. Мост перевозили тремя самоходными баржами, которые вели шесть буксиров. Ветер разворачивал баржи, приходилось останавливаться. В сплаве участвовало около 200 человек. По прогнозам специалистов, мост простоит еще 100 лет.

Мария Кронгауз