Найти тему
Московские истории

Бог и Генплан уберегли район от пятиэтажек, а значит, и «временных трудностей» переселения

Кто ж из москвичей не хотел бы жить на Фрунзенской? Престиж. Приличная публика. Все прелести центра. Зелень и вода. Но стать жителем заповедной территории не так-то легко: строительство здесь практически не ведется, а старожилы покидают район крайне неохотно – дураков нет! Так и остаются Хамовники (к которым как раз и относятся Фрунзенская набережная, Комсомольский проспект и окрестности) из десятилетия в десятилетие традиционным местом обитания научной, медицинской и творческой элиты, а также всяческой номенклатуры.

-2

Фоном служит фундаментальная сталинская архитектура, относительно аккуратно вмешавшаяся в историческую застройку (возможно, сказалась некоторая отдаленность от Кремля, но большей частью сохранились храмы и усадьбы, сады и парки, Новодевичий монастырь), гладь Москва-реки, буйная зелень Нескучного сада. Бог и Генплан уберегли район и от пятиэтажек, а значит, и «временных трудностей» переселения.

-3

Но преобразования все-таки Фрунзенскую касались, и не раз. Собственно, жилая застройка набережной началась в 1920-х годах. Первым стал четырехэтажный кирпичный дом «с зубчиками» (№ 10) - для работников Первой Образцовой типографии. На нем так и написано: “Дом для рабочих. Построен Моссоветом в 1923 году”.

Министерство обороны
Министерство обороны

В 30-е годы берега заключили в гранит, сделали причалы для речных трамваев. Выстроили многоэтажные дома. После войны, в 50-х годах набережную расширили до 50 м. В 1958-м – проложили Комсомольский проспект. Привлекает внимание выстроенное также в середине прошлого века монументальное здание Министерства обороны РФ (Фрунзенская, 22), увенчанное гербом Советского Союза в обрамлении танков и пушек. А дома № 44, 46 и 50 до сих пор зовут «профессорскими» - они были выстроены для преподавателей МГУ.

В последнем из них, раскинувшемся на полквартала и напоминающем высотное здание университета, провел последние годы жизни Лазарь Коганович. Говорят, известный политический деятель, не брезговал на старости лет посидеть на лавочке в тени деревьев и постучать с соседями-пенсионерами в домино.