Найти тему
sevprostor

Мотолодочник под парусом: первые впечатления от хождения на парусной яхте по Балтике

Ну что же, прошел месяц, и я хочу рассказать об опыте эксплуатации лодки. Яхта у нас парусная, поэтому, давайте, с них, родимых, и начнем. Я сразу напомню, что я ни разу не парусник по жизни, и до этого 90% всех расстояний проходил на своих лодках под мотором. Исключение составляли только байдарки, на которых мы, действительно, ходили в основном под парусом. На тримаране и катамаране тоже пытались ходить под парусом, но он имел обычно вспомогательную функцию и использовался редко.

И вот, мы купили старую-добрую тяжеленную длиннокилевую яхту, которая, кроме старых изношенных парусов, выглядящих как растянутые трусы, имела почти новые геную и грот, а так же подвесной мотор на 4 силы.

На первом же переходе выяснилось, что под мотором лодка не хочет нормально идти ну просто ни в какую. Однако стоило поставить паруса, как оказалось, что мотор ей как бы и не очень сильно нужен. Нет, мотор, естественно, необходим при движении в узких и опасных местах или в штиль. Но если ты хочешь идти куда-то далеко – то просто ставь паруса и иди. А яхта у нас заводская, созданная инженерами, поэтому ставится все исключительно легко.

По мере накопления опыта у меня даже начало получаться ставить и убирать все при умеренном ветре в одиночку: дело в том, что лодка достаточно сильно приводится, то есть если просто бросить руль, то она сама развернется носом на ветер. И в этот самый момент можно ставить грот. Просто вытягиваешь фал и завязываешь на утку, закрепленную на мачте.

С гротом лодка, понятное дело, приводится еще сильнее и настает время переднего паруса. Закрутки у меня нет, поэтому стаксель пристегивается на раксы к штагу. В убранном состоянии он хранится свернутым и убранным в кису, которую я креплю резиновой застежкой к носовому рейлингу; раксы, естественно, остаются на месте, я их не трогаю. Ну и вся постановка – просто сдернуть кису, бросить ее в форлюк, пристегнуть оба шкота, и так же тянуть за фал, пока стаксель не расправится.

Свернутый стаксель на носу, упакованный в кису
Свернутый стаксель на носу, упакованный в кису

Тут, кстати, замечу, что фалы сделаны комбинированные, то есть они состоят из синтетической веревки, сплесненной со стальным тросом, и при постановке стакселя этого стального троса вытягивается достаточно много. Я сперва думал что это косяк и собирался стальную часть немного укоротить, так как не понимал, как это дело завязывать на утку. Я тогда шел на кое-какие ухищрения, чтобы трос не дотягивался до утки, и к счастью, до болгарки у меня руки так и не дошли. Но тут же на мачте у меня установлена фаловая лебедка.

Позирую рядом с лебедкой, которую я сперва использовал только в качестве вешалки для фала
Позирую рядом с лебедкой, которую я сперва использовал только в качестве вешалки для фала

Я тогда еще не понимал ее назначения. Но вот мне попала в руки хорошая умная книжка, и после ее прочтения все встало на свои места. Оказывается, стальной кусок фала так и должен быть стальным! Просто после подъема стакселя трос надо мотать на барабан лебедки и этой лебедкой набивать, ведь натяжение передней шкаторины стакселя есть важная настройка, влияющая на его форму. С этого момента все стало получаться еще проще и быстрее.

Шкотовая лебедка
Шкотовая лебедка

Ну окэй, паруса поставили, можно перебежать в кокпит, схватиться за румпель, и идти, куда нам надо. Я еще раз повторю, что в эксплуатации парусов я человек совершенно неопытный; о всевозможных их настройках знаю очень мало; сакрального смысла им не придаю – просто разновидность движителя, и не более. Но даже со столь неопытным парусником на руле, лодка, действительно идет туда, куда нужно. Если пытаться описать это ощущение двумя словами, то звучать это будет как «легко и приятно». Да, действительно, на первых порах достаточно просто выбрать шкоты, как это подсказывает интуиция, и лодка просто поедет вперед.

Это сейчас я уже знаю такие умные слова, как, например «твист» или «положение пуза», но даже когда я всего этого еще не знал, для меня явилось настоящим откровением, что парусная яхта, неожиданно, под парусами ходит в полтора раза быстрее, чем под мотором.

Ну, собственно, по прошествии месяца я могу сказать следующее. Ходить можно примерно, чисто на глаз, под 45 градусов к истинному ветру. Лодка при этом получает большие крены, но когда ты сидишь раскорячась в кокпите, то не испытываешь по этому поводу никакого напряжения. Ну накренилась и накренилась, подумаешь? По воде гонит большие волны, но они тебя нисколько не пугают.

-5

Иной раз у меня даже закрадываются смутные опасения по поводу того, что из-за вот этого вот чувства безопасности я могу что-то сломать в рангоуте или корпусе, перегрузив их в попытках идти круче и быстрее. Например, у меня ни разу еще не возникало желания зарифить грот, хотя ветра бывали и до 15 м/с. Вот так сидишь, значит, на руле, слышишь как из каюты раздаются Наташкины недовольные возгласы, и как там катается различный незакрепленный скарб, и думаешь – «а не погну ли я сейчас мачту?». Хотя, по личным ощущениям, ничего такого не происходит. То есть лодка кажется очень надежной и мореходной.

Тут, кстати, есть еще одна плюшка, которая, как я понимаю, характерна для всех килевых яхт. Чисто «по паспорту» ИФ имеет достаточно низкий надводный борт, чуть ли не 60 см. Однако, на деле, при ходе с креном, наветренный борт возвышается тем больше, чем сильнее этот крен. И когда подветренный ватервейс касается воды, то с наветренной, стороны он возвышается метра на полтора! А в кокпит, дополнительно защищенный еще и фальшбортами, практически не попадает ни единой капли брызг. Про заливание надо заметить, что даже при движении очень острыми курсами, против большой крутой волны, все эти брызги каким-то странным образом пролетают мимо.

-6

Но вот мы дошли до цели и нам предстоит убрать паруса и завести мотор. Вот убирать паруса при свежем ветре и сильном волнении – гораздо сложнее, чем ставить. «Лэзи Джека» - специальной снасти, призванной облегчить уборку грота – у меня нет. Поэтому сперва мне требуется прицепить к гику топенант. А гик, под дико полощащимся парусом весь танцует и дергается так, что иной раз ты думаешь, что он тебя вот-вот выкинет из кокпита. Да и топенанта как такового у меня нет. Так сложилось, что здесь в качестве этой снасти служит дополнительный хвостик, напрессованный на ахтерштаг. Я постепенно работаю над его усовершенствованием, экспериментируя с карабинами, блочками и веревочками.

Далее, после того, как гик пристегнут, нужно опустить грот, собрать его в кучу и пристегнуть к гику резиновыми стяжками. Со стакселем все происходит проще и роняется он без проблем. И если нет такого желания, то прямо сразу на грот можно не одевать защитный чехол и не засовывать стаксель в кису. Просто все сложить и пристегнуть так, чтобы это не раздувалось ветром, и можно переходить к пуску мотора и вставать на якорь, либо заходить в марину.

-7

В общем, вот такие у нас пока итоги. В целом мы очень довольны, хотя конечно я планирую будущие доработки. Но ИФ безумно мореходен и быстроходен- это уже можно сказать с полной уверенностью.

Вот, кстати, под конец приведу свои наблюдения по быстроходности. Лодок в Швеции очень много, и бывает, что на переходе ты кого-то догоняешь. По всему видно, что рулевой на той лодке скучает. Яхта, возможно, вообще идет на автопилоте. Но вот рулевой замечает меня, и тут же там явно начинается какое-то шевеление. Там явно кто-то начинает работать со шкотами – лодка прибавляет ход - и вот, вы друг другу уже не просто попутчики, а настоящие соперники. Начинается движение наперегонки. И вот что я скажу: несмотря на то, что в соседней лодке экипаж сидит явно более опытный – в большинстве случаев мы вовсе не отстаем, а идем с ними наравне. Или, если речь идет о "соревновании" с большими современными комфортабельными лодками, которые в угоду обитаемости проигрывают старым, вроде нашей - то мы тут оказываемся еще и быстрее. Это, конечно очень радует. Ну и в следующей статье мы поговорим о ходе под мотором.