Найти тему
Секреты Старого Китая

Пыльными тропами истории: к истокам традиции ушу (часть вторая)

Вводная часть.

Первая часть.

«Город нависал над путником, давил его беспощадно своей громадиной, а потом оставлял в недоумении посреди площади перед вознесшимся к небесам храмом. На улицах … в любое время года и в любые часы можно было встретить множество зевак с разинутыми от восхищения ртами, крутивших головами во все стороны – местные жители посматривали на них с нескрываемым превосходством…Тут полагалось не зевать – срезать кошелек с пояса могли за миг – и внимательно поглядывать под ноги, чтобы не испачкать обувь. Чего-чего, а нечистот здесь хватало и в прямом и в переносном смысле…Авторитетов здесь не признавали – в ночное время получить нож под ребра мог даже сам император, появись он … без охраны. Здесь ценили не изысканные манеры, а золото и умение владеть заточенным куском железа, жестокость да твердую руку и способность оставаться трезвым после нескольких кувшинов вина.»
Ян Валетов, «Сердце Проклятого»

Продолжая наш краткий экскурс в историю развития ушу, необходимо упомянуть другой важный момент, также повлиявший на последующие метаморфозы китайских боевых искусств. Развитие цивилизации, ремёсел, торговли и так далее привело к интенсивному развитию городов, уровня жизни в них. Как и в других регионах Земли, города становились, по сути, центрами экономической и культурной жизни своего региона. Нам же интересно то, что городская площадь богатеющих и густонаселенных городов как центр сборища множества людей дала мощный толчок развитию разнообразных зрелищ народного театра, различных представлений, в которых встраивались элементы ушу, от ритуально-культовых танцев и традиционной оперы, до выступления циркачей и странствующих мастеров ушу, а также разнообразные соревнования силачей.

-2

В праздники же такой ареной для бродячих трупп, борцов и акробатов становились и парки, и просто улицы. Дальнейший рост благосостояния увеличил спрос на развлечения, на повышение качества этих услуг, и в крупных торговых городах появились разнообразные крытые театры («瓦子» wǎzǐ, также известные как «勾栏» gōulán , «瓦肆» wǎsì, «瓦舍» wǎshè), предоставляя изысканной публике самый разнообразных спектр развлечений и удовольствий.  Однако нам они интересны тем, что там регулярно происходили состязания силачей, борцов, рукопашников с большим спектром разыгрываемых наград — от памятных вымпелов до денежных вознаграждений. Был даже организован специальный госдепартамент, отвечающий за преподавание борьбы и проведение таких соревнований. Высокая популярность этих мероприятий способствовала созданию множества различных организаций и ассоциаций, объединяющих  занимающихся борьбой, и принимать участие в этих соревнованиях стали даже женщины, хотя ранее было как-то не очень принято в обществе вообще их обучать боевым искусствам.

Завершая этот беглый обзор династии Сун, необходимо упомянуть еще одну популярную личность истории ушу, генерала Юэ Фэя ( 岳飞 yuèfēi , 1103-1141).

Мавзолей Юэ Фэя близ озера Сиху в Ханчжоу. Наверху известное изречение, приписываемое генералу, «Верните мои реки и горы» (還我河山).
Мавзолей Юэ Фэя близ озера Сиху в Ханчжоу. Наверху известное изречение, приписываемое генералу, «Верните мои реки и горы» (還我河山).

Могила генерала в Ханчжоу
Могила генерала в Ханчжоу

От него ведут свою историю некоторые школы ушу (например, 岳武穆兵书, 岳家拳, 岳家枪), и даже такие широко распространенный даже в наших широтах стиль синъицюань (а точнее, стили 心意六合拳 xīnyì liùhéquán и 形意拳 xíngyìquán ) традиционно считает его своим патриархом, хотя исторические исследования возводят корни этих стилей ко вполне конкретным людям династии Цин, а это разница аж в несколько веков! Кроме того, его считают создателем и одного из самых распространенных методов цигун (功 qìgōng)нашего времени — упражнений «Восемь кусков парчи» (八段锦 bāduànjǐn ).

Герой войны с чжурчженями (宋金战争 sòngjīn zhànzhēng) в 1120—1140-х годах, синоним верности долгу в китайской культуре, он тоже, согласно веяниям своей эпохи, большое внимание уделял силовой подготовке своих солдат посредством занятий борьбой сянпу («相扑» xiàngpū ), прототипом японской борьбы сумо.

Изображение борьбы сянпу
Изображение борьбы сянпу

Содержание, методики и тренировочный арсенал видов борьбы ( «相扑» xiàngpū и «角力» juélì ) того времени малоизвестно, хотя и охватывало в том числе известные нам сейчас  «три составляющих [технического арсенала]» («打, 踢, 靠» dǎ , tī, kào ),сохранившиеся и в современном ушу. Однако они скорее всего не идентичны как одноименным основам кулачной техники цюаньшу (拳术 quánshù) нашего времени, так и в борьбе шуайцзяо (摔跤 shuāijiāo). Однако высока вероятность, что популярные еще в некоторых школах и стилях ушу так называемые броски опрокидыванием, основанные на принципе "опираться" (靠kào) дошли до нашего времени еще с тех, или еще более ранних времен. Специфичность этой бросковой техники заключается в выведении противника из равновесия без использования привычных нам сейчас техник захватов за одежду, раздергиваний и т.п.. Подобные броски опрокидыванием достаточно удобны, когда вы прошли в тесное соприкосновение с недругом, а ваши руки заняты, скажем, мечом и щитом или, к примеру, авоськами с тем, что бросить жалко!

Эти разновидности единоборств, хотя и тесно переплетались, и были взаимосвязаны с кулачными техниками, но по ряду исторических, этнических причин развивались самостоятельно. Но связь борьбы и кулачного искусства проявляется во многих технических действиях ( как, например, «扭» niǔ и «抓» zhuā ), являющиеся частью болевых методов воздействия на суставы, известных нам сейчас как циньна (擒拿 qínná). О возникновении этого искусства подробно рассказывалось в отдельной статье.

Вероятно из борьбы и под влиянием традиционной китайской медицины были привнесены также методы (такие как «抠, 点, 压» kōu, diǎn, yà и пр.), позволяющие воздействовать на цзинсюэ ( 经穴 jīng xué), акупунктурные точки и каналы, с веками развившийся в отдельный раздел (点穴 diǎnxué) китайских боевых искусств.

Хотя исторические отсылки возникновения борьбы сянпу («相扑» xiàngpū), она же - сумо, доходят порой аж к периоду легендарного Желтого Императора (黄帝 huángdì Хуан-ди ок. 2600 года до н. э.), однако скорее всего была заимствована у соседних степняков, которые, по мнению современных китайских исследователей, использовали «грубую силу» (蛮力 mánlì ) вместо, скажем, искусных техник современного шуайцзяо (摔跤 shuāijiāo . Но скорее всего это проникновение и заимствование произошло не ранее периода Циньхань (秦汉 qín hàn — эпоха династий Цинь 221-207 до н. э. ― Хань 206 до н. э. — 220 н. э.), когда у знати были в моде состязания в верховой езде и стрельбе из лука, охоте и силовых поединках, иногда упоминаемые и в домашних секретах (家法 jiāfǎ) передаваемых от поколения к поколению.

Фреска из храма генерала Юэ Фэя
Фреска из храма генерала Юэ Фэя

В левом нижнем углу этой фрески в мавзолее Юэ Фэя изображены так называемые «каменные замки́», один из популярнейших тренажеров в современном традиционном ушу, где признают эту наработку («石锁功» shísuǒgōng ) необходимой не только для развития силовых качеств бойца, но для постановки основополагающей техники рук. Неизвестно, было ли это изображение с момента строительства этого храма («杭州岳王庙» Hángzhōu yuè wáng miào) в 1221 году, но в любом случае она показывает понимания важности силовой подготовки в разные времена.

Завоевание монголами Китая, приведшее к власти династию Юань (元朝 Yuáncháo, 1271—1368 ), кроме долгожданного воссоздания империи, восстановления системы госэкзаменов и пр, породило систему жестких запретов, стремясь таким образом умиротворить хаос и мятежность, опасаясь, что будут «бунтовать и сеять смуту», как это неоднократно происходило ранее.

В хронике "Юань ши" («元史» содержит в себе изложение событий царствования императоров династии Юань 元в хронологическом порядке, одна из 24 династических историй, составлена 宋濂 в 1370 году во время династии Мин 明, состоит из 210 свитков) указывается, что местным властям неоднократно предписывалось изымать оружие у населения, запрещалось его незаконное хранение: «民间私藏武器», за хранение и укрытие «оружия и доспехов» наказанием была смерть.

В нарушение всех сложившихся обычаев, запрещалось хранить семейное оружие даже и в родовых святилищах, исключение делалось лишь для деревянных или глиняных реплик. Естественно, что попали под запрет и деревенские отряды самообороны, обучение военному делу, и охота. Даже запрещалось хранение железа в количестве, достаточном для оружейного производства.

-7

Семейный храм предков в уезде Хайян

Но исходя из своей военной тактики кочевых племен, наиболее серьезным опасным оружием воспринимали  лук и стрелы, а не традиционное китайское копье. И в «通制条格», раздел 卷二十七, от 1285 года не только предписывалось изымать их у местного населения, но и сортировать, низкого качества — уничтожать, среднего — передавать монголам в использование, а лучшие запасать в хранилищах:

«复分汉地及江南所收弓箭器为三等,下等毁之纩中等赐近居蒙古人,上等贮于库。»

В  тексте «元史», «刑法志» также указывается запрет собираться толпой и занятия охотой, тренировки копьем и палкой, да и вообще  боевыми искусствами:

«聚众围猎, 弄枪棒, 习武艺。»

Кроме того, в ряде областей был введен комендантский час, ограничивающий передвижения коренного населения преимущественно в ночное время:

«一更三点,钟声绝,禁人行,五更三点,钟声动,听人行,违行笞二十七。»

В тексте «通制条格», в 卷十六, указывается, что запрещались сходки и митинги, создавать различные общества, деревенские  отряды самообороны, ограничивали даже количество кухонных ножей на семью и тп…

-8

Традиционный деревенский дом в провинции Шаньдун

-9

Продолжение следует...

Дмитрий Моисеев, СПб-山东

Примечания

Первоначально статья была сделана для сайта Магазета и перенесена сюда, чтобы для удобства читателей собрать все свои тексты по Китаю на одном ресурсе.