«Город нависал над путником, давил его беспощадно своей громадиной, а потом оставлял в недоумении посреди площади перед вознесшимся к небесам храмом. На улицах … в любое время года и в любые часы можно было встретить множество зевак с разинутыми от восхищения ртами, крутивших головами во все стороны – местные жители посматривали на них с нескрываемым превосходством…Тут полагалось не зевать – срезать кошелек с пояса могли за миг – и внимательно поглядывать под ноги, чтобы не испачкать обувь. Чего-чего, а нечистот здесь хватало и в прямом и в переносном смысле…Авторитетов здесь не признавали – в ночное время получить нож под ребра мог даже сам император, появись он … без охраны. Здесь ценили не изысканные манеры, а золото и умение владеть заточенным куском железа, жестокость да твердую руку и способность оставаться трезвым после нескольких кувшинов вина.»
Ян Валетов, «Сердце Проклятого»
Продолжая наш краткий экскурс в историю развития ушу, необходимо упомянуть другой важный момент, также повлиявший на последующие метаморфозы китайских боевых искусств. Развитие цивилизации, ремёсел, торговли и так далее привело к интенсивному развитию городов, уровня жизни в них. Как и в других регионах Земли, города становились, по сути, центрами экономической и культурной жизни своего региона. Нам же интересно то, что городская площадь богатеющих и густонаселенных городов как центр сборища множества людей дала мощный толчок развитию разнообразных зрелищ народного театра, различных представлений, в которых встраивались элементы ушу, от ритуально-культовых танцев и традиционной оперы, до выступления циркачей и странствующих мастеров ушу, а также разнообразные соревнования силачей.
В праздники же такой ареной для бродячих трупп, борцов и акробатов становились и парки, и просто улицы. Дальнейший рост благосостояния увеличил спрос на развлечения, на повышение качества этих услуг, и в крупных торговых городах появились разнообразные крытые театры («瓦子» wǎzǐ, также известные как «勾栏» gōulán , «瓦肆» wǎsì, «瓦舍» wǎshè), предоставляя изысканной публике самый разнообразных спектр развлечений и удовольствий. Однако нам они интересны тем, что там регулярно происходили состязания силачей, борцов, рукопашников с большим спектром разыгрываемых наград — от памятных вымпелов до денежных вознаграждений. Был даже организован специальный госдепартамент, отвечающий за преподавание борьбы и проведение таких соревнований. Высокая популярность этих мероприятий способствовала созданию множества различных организаций и ассоциаций, объединяющих занимающихся борьбой, и принимать участие в этих соревнованиях стали даже женщины, хотя ранее было как-то не очень принято в обществе вообще их обучать боевым искусствам.
Завершая этот беглый обзор династии Сун, необходимо упомянуть еще одну популярную личность истории ушу, генерала Юэ Фэя ( 岳飞 yuèfēi , 1103-1141).
От него ведут свою историю некоторые школы ушу (например, 岳武穆兵书, 岳家拳, 岳家枪), и даже такие широко распространенный даже в наших широтах стиль синъицюань (а точнее, стили 心意六合拳 xīnyì liùhéquán и 形意拳 xíngyìquán ) традиционно считает его своим патриархом, хотя исторические исследования возводят корни этих стилей ко вполне конкретным людям династии Цин, а это разница аж в несколько веков! Кроме того, его считают создателем и одного из самых распространенных методов цигун (功 qìgōng)нашего времени — упражнений «Восемь кусков парчи» (八段锦 bāduànjǐn ).
Герой войны с чжурчженями (宋金战争 sòngjīn zhànzhēng) в 1120—1140-х годах, синоним верности долгу в китайской культуре, он тоже, согласно веяниям своей эпохи, большое внимание уделял силовой подготовке своих солдат посредством занятий борьбой сянпу («相扑» xiàngpū ), прототипом японской борьбы сумо.
Содержание, методики и тренировочный арсенал видов борьбы ( «相扑» xiàngpū и «角力» juélì ) того времени малоизвестно, хотя и охватывало в том числе известные нам сейчас «три составляющих [технического арсенала]» («打, 踢, 靠» dǎ , tī, kào ),сохранившиеся и в современном ушу. Однако они скорее всего не идентичны как одноименным основам кулачной техники цюаньшу (拳术 quánshù) нашего времени, так и в борьбе шуайцзяо (摔跤 shuāijiāo). Однако высока вероятность, что популярные еще в некоторых школах и стилях ушу так называемые броски опрокидыванием, основанные на принципе "опираться" (靠kào) дошли до нашего времени еще с тех, или еще более ранних времен. Специфичность этой бросковой техники заключается в выведении противника из равновесия без использования привычных нам сейчас техник захватов за одежду, раздергиваний и т.п.. Подобные броски опрокидыванием достаточно удобны, когда вы прошли в тесное соприкосновение с недругом, а ваши руки заняты, скажем, мечом и щитом или, к примеру, авоськами с тем, что бросить жалко!
Эти разновидности единоборств, хотя и тесно переплетались, и были взаимосвязаны с кулачными техниками, но по ряду исторических, этнических причин развивались самостоятельно. Но связь борьбы и кулачного искусства проявляется во многих технических действиях ( как, например, «扭» niǔ и «抓» zhuā ), являющиеся частью болевых методов воздействия на суставы, известных нам сейчас как циньна (擒拿 qínná). О возникновении этого искусства подробно рассказывалось в отдельной статье.
Вероятно из борьбы и под влиянием традиционной китайской медицины были привнесены также методы (такие как «抠, 点, 压» kōu, diǎn, yà и пр.), позволяющие воздействовать на цзинсюэ ( 经穴 jīng xué), акупунктурные точки и каналы, с веками развившийся в отдельный раздел (点穴 diǎnxué) китайских боевых искусств.
Хотя исторические отсылки возникновения борьбы сянпу («相扑» xiàngpū), она же - сумо, доходят порой аж к периоду легендарного Желтого Императора (黄帝 huángdì Хуан-ди ок. 2600 года до н. э.), однако скорее всего была заимствована у соседних степняков, которые, по мнению современных китайских исследователей, использовали «грубую силу» (蛮力 mánlì ) вместо, скажем, искусных техник современного шуайцзяо (摔跤 shuāijiāo . Но скорее всего это проникновение и заимствование произошло не ранее периода Циньхань (秦汉 qín hàn — эпоха династий Цинь 221-207 до н. э. ― Хань 206 до н. э. — 220 н. э.), когда у знати были в моде состязания в верховой езде и стрельбе из лука, охоте и силовых поединках, иногда упоминаемые и в домашних секретах (家法 jiāfǎ) передаваемых от поколения к поколению.
В левом нижнем углу этой фрески в мавзолее Юэ Фэя изображены так называемые «каменные замки́», один из популярнейших тренажеров в современном традиционном ушу, где признают эту наработку («石锁功» shísuǒgōng ) необходимой не только для развития силовых качеств бойца, но для постановки основополагающей техники рук. Неизвестно, было ли это изображение с момента строительства этого храма («杭州岳王庙» Hángzhōu yuè wáng miào) в 1221 году, но в любом случае она показывает понимания важности силовой подготовки в разные времена.
Завоевание монголами Китая, приведшее к власти династию Юань (元朝 Yuáncháo, 1271—1368 ), кроме долгожданного воссоздания империи, восстановления системы госэкзаменов и пр, породило систему жестких запретов, стремясь таким образом умиротворить хаос и мятежность, опасаясь, что будут «бунтовать и сеять смуту», как это неоднократно происходило ранее.
В хронике "Юань ши" («元史» содержит в себе изложение событий царствования императоров династии Юань 元в хронологическом порядке, одна из 24 династических историй, составлена 宋濂 в 1370 году во время династии Мин 明, состоит из 210 свитков) указывается, что местным властям неоднократно предписывалось изымать оружие у населения, запрещалось его незаконное хранение: «民间私藏武器», за хранение и укрытие «оружия и доспехов» наказанием была смерть.
В нарушение всех сложившихся обычаев, запрещалось хранить семейное оружие даже и в родовых святилищах, исключение делалось лишь для деревянных или глиняных реплик. Естественно, что попали под запрет и деревенские отряды самообороны, обучение военному делу, и охота. Даже запрещалось хранение железа в количестве, достаточном для оружейного производства.
Семейный храм предков в уезде Хайян
Но исходя из своей военной тактики кочевых племен, наиболее серьезным опасным оружием воспринимали лук и стрелы, а не традиционное китайское копье. И в «通制条格», раздел 卷二十七, от 1285 года не только предписывалось изымать их у местного населения, но и сортировать, низкого качества — уничтожать, среднего — передавать монголам в использование, а лучшие запасать в хранилищах:
«复分汉地及江南所收弓箭器为三等,下等毁之纩中等赐近居蒙古人,上等贮于库。»
В тексте «元史», «刑法志» также указывается запрет собираться толпой и занятия охотой, тренировки копьем и палкой, да и вообще боевыми искусствами:
«聚众围猎, 弄枪棒, 习武艺。»
Кроме того, в ряде областей был введен комендантский час, ограничивающий передвижения коренного населения преимущественно в ночное время:
«一更三点,钟声绝,禁人行,五更三点,钟声动,听人行,违行笞二十七。»
В тексте «通制条格», в 卷十六, указывается, что запрещались сходки и митинги, создавать различные общества, деревенские отряды самообороны, ограничивали даже количество кухонных ножей на семью и тп…
Традиционный деревенский дом в провинции Шаньдун
Продолжение следует...
Дмитрий Моисеев, СПб-山东
Примечания
Первоначально статья была сделана для сайта Магазета и перенесена сюда, чтобы для удобства читателей собрать все свои тексты по Китаю на одном ресурсе.