Найти тему
pacific war

Победители «Битвы за Атлантику»

С первых дней Второй Мировой войны германские Кригсмарине начали борьбу за северную часть Атлантического океана. Их целью было перекрыть маршруты жизненно необходимых поставок из США в Великобританию, а затем и в Советский Союз. Однако затянувшуюся на 6 лет «войну за тоннаж» в конечном счёте выиграли союзники. И нисколько не умаляя подвига американских, британских и советских моряков и лётчиков, отправивших на дно 733 немецкие подлодки, надо сказать, что не менее важным был вклад в эту победу американской судостроительной промышленности. Труд сотен тысяч конструкторов, инженеров и рабочих, которые, начиная с определённого момента, начали элементарно строить этого транспортного (и эскортного) тоннажа больше, чем «мальчики Дёница» могли при всех своих усилиях потопить.

А главным символом этой победы в «Битве за Атлантику» стали вот эти невзрачные пароходы, знаменитые транспорты типа «Либерти». Это были суда «мобилизационного типа», то есть предельно упрощённой конструкции, где все характеристики были принесены в жертву главному – они должны были быть очень дешёвыми и технологичными в постройке.

Не меньшее значение имела и инфраструктура, также в сжатые сроки созданная для штамповки сотен и тысяч этих транспортов. Всего их постройкой занимались 18 американских верфей, ниже на фото в качестве примера лишь одна из них, в г. Ричмонде рядом с Сан-Франциско, принадлежавшая компании «Верфи Кайзера», имевшая сразу 12 стапелей.

Здесь и далее не стесняемся кликать, потому как фотографии высокого разрешения, и любители флота могут разглядеть на них много интересного.
Здесь и далее не стесняемся кликать, потому как фотографии высокого разрешения, и любители флота могут разглядеть на них много интересного.

Про скорость постройки самих «Либерти» ходит много легенд. Но изначально планировалось, что постройка каждого судна будет занимать вполне солидные 230-240 дней и потребует не менее 1,4 млн. человеко-часов. Однако уже в ноябре 1942 г. один из этих транспортов, «Роберт Е. Пири» был спущен на воду через 4 дня и 15,5 часов с момента начала закладки киля. Это, конечно, была чистейшей воды пропаганда – к рекорду серьёзно готовились, да и само судно пришлось затем достраивать гораздо дольше обычных. Тем не менее, к началу 1943 г. средний срок постройки был сокращён до в среднем 41 дня при трудозатратах около 500 тыс. человеко-часов. Иными словами, американские верфи начали выдавать по три «Либерти» ежедневно. А теперь рассмотрим, как выглядел этот процесс:

День 1. Сразу после спуска предыдущего судна начиналась работа над следующим. На фото идёт закладка киля.

-3

День 1. Через 10 часов после начала работы уже собрана значительная часть днища. Сначала его собирали на болтах, а затем варили электросваркой.

-4

День 3. Полностью готово днище и топливные танки, начинается установка переборок.

-5

День 6. Построены все переборки. Уже смонтировано 850 т металлоконструкций

-6

День 10. Корпус почти готов, начата установка верхней палубы. Уже смонтировано 1575 т металлоконструкций.

-7

День 14. Корпус готов, идет установка котлов, машин и прочего оборудование, начинается монтаж надстроек и мачт.

-8

День 22. Судно уже практически готово, идет покраска, отделка и установка платформ под вооружение.

-9

День 24. Судно готово к спуску. Несмотря на скорость постройки, спуск каждого судна проходил по всем правилам. С церемонией «крещения» и разбиванием бутылки.

-10

День 24. Спуск. Судно на данный момент весит 3200 т. Достройка у стенки займет еще 10-12 дней.

-11

Всего таким образом за годы войны было построено 2710 судов типа «Либерти». За ними с большим отрывом шли 534 транспорта более совершенного типа «Виктори» и 490 танкеров типа «Т2». Это не считая транспортных судов более мелких серий. И именно эта орда неказистых пароходов обеспечила поставки союзникам США, а также снабжение (а иногда и саму переброску) огромных контингентов американских войск через Атлантический и Тихий океаны.

-12

Существует также много легенд об «одноразовости» транспортов типа «Либерти». Действительно, изначально срок службы этих судов осторожно оценивался их разработчиками всего в 5 лет. Тем более, что поначалу возникли серьёзные проблемы с прочностью их корпусов. 3 «Либерти» ранней постройки просто-напросто развалились надвое и затонули, причём не сказать, что причиной было серьёзное волнение. И это не считая многочисленных случаев возникновения трещин в корпусах, не заканчивавшихся настолько драматично.

Однако быстро выяснилось, что причиной этому было не широкое применение электросварки вместо клёпки, на что грешили поначалу, а просто неправильных выбор металла некоторыми верфями. Ошибка была исправлена, и в результате, уцелевшие в войне «Либерти» массово пошли на слом лишь в 1960-х годах, а некоторые (в том числе и у нас) продержались в составе торговых флотов и до 1970-х годов.

Судно «Красногвардеец» типа  «Либерти» (бывшее «Charles S. Fairchild») с большими советскими флагами и надписями «USSR» на надстройке и борту в Тихом океане, 1944 г. Прослужило до 1973 г.
Судно «Красногвардеец» типа «Либерти» (бывшее «Charles S. Fairchild») с большими советскими флагами и надписями «USSR» на надстройке и борту в Тихом океане, 1944 г. Прослужило до 1973 г.

Советский Союз за годы войны получил по ленд-лизу 38 сухогрузов типа «Либерти», а также 3 танкера на их базе. Правда, все они были задействованы не в Атлантике, а на Тихом океане, где обеспечивали работу главного канала ленд-лиза из США и Канады в СССР. А некоторые из них даже успели поучаствовать затем в «Операции Анадырь» по доставке советских ракет на Кубу в ходе «Карибского кризиса». Но и то, и другое – это, как говорится, «уже совсем другая история».