Как в детском анекдоте - попа есть, а слова - нет...
Люблю бродить по всяким музыкальным и аудио техническим магазинам и салонам. Люблю все, что связано со звуком. Но когда вдруг слышу, что стоящий перед тобой небритый, в драных джинсах и с засаленным хвостиком парнишка - "настоящий слухач" обычно теряюсь.
Те, кто пообразованней, вспомнят, что да, была такая профессия у военных - в начале-середине XX века. Эти военные, несшие боевое дежурства по определению на слух направления бомбардировщиков врага. Милые такие ушастые чебурашки. И работали они приборами раннего предупреждения вплоть до появления первых радаров.
Но в сторону историческую образованность. Конечно же, парнишка имеет в виду совсем другое. А именно, что он идеально слышит продаваемую акустику.
Медики давно провели измерения и убедились, что средне-статистический человек в юности слышит воздушные акустические звуки в диапазоне частот от 16 герц до 20 килогерц. Но все слышат по-разному. Влияет все: пол, возраст, здоровье и много еще чего.
А верхняя граница с возрастом очень быстро снижается. Почти все взрослые различают частоту в 16 килогерц, но не больше. Кроме того, физически устройство человеческого уха не дает разобрать звук колебаний воздуха ниже 20 Гц, но их все же можно ощутить с помощью другого человеческого чувства - осязания. А при проходе звука через твердое тело - например через кость черепа слышимый диапазон может увеличиться аж до 220 килогерц. Это про физические ограничения слышимости одиночной аудио волны. То есть, то, через что не перепрыгнешь.
Что молодой - это правильно. Но "слухач"? Знаете, как называется профессия человека, который управляет и регулирует звук в театре, на сцене или в студии? Официально, согласно записи в трудовой книжке это называется звукорежиссер или звукооператор. На сленге эту профессию обзывают много проще - "звуковик". Но есть еще одно название - "радист", от слова радио. Но радисты, как правило, занимаются радиотехникой, возятся с антеннами, фидерами и прочими связистскими железяками. При чем здесь аудиоаппаратура?
И не надо мне про радиомикрофоны. Просто слово короткое и удобно использовать. Тогда уж правильней назвать "Инженер по обслуживанию низковольтной, или слаботочной аппаратуры" - и это совсем ничего не говорит о том, насколько у тебя развит профессиональный слух.
Кстати, специалистам по вкусу или нюху в чем то проще и солидней, у них профессии имеют очень приличные названия. Весьма красиво - дегустатор, парфюмер. Правда, французы, народ, изобрётший парфюмерию, специалистов определяющих тонкие оттенки запахов в косметическом производстве зовут просто - «нос».
Нет на самом деле такого человеческого чувства - слух. Барабанные перепонки чувствительны только к перепаду в разнице давления. А это уже просто осязание. Давления звука измеряют в децибелах - помним, что величина "меряется" относительная. Нижний порог слышимости гостирован как 0 дБ (а это на самом деле 20 микропаскалей - брать 0 нельзя, в арифметике на 0 не делят), а ограничение верхней границы слышимости является порогом дискомфорта (давят сильно, больно) и дальше — к физическому разрушению перепонки. Кстати, длительность критического давления приобретает очень важное значение, определяющее восстановится после контузии слух или нет. Барабанная перепонка может выдержать взрывное воздействие до 120 дБ без опасных последствий. А длительный звук на треть слабее - 80 дБ может стать причиной физической потери слуха.
И мне еще кажется, что правомерно сравнивать работу уха с работой АЦП (аналого-цифровой преобразователь, специальный прибор оцифровки в электронике). Еще в 2011 году израильские ученые исследовали, что у нас есть особые группы нейронов в голове, которые различают высоту звука с разницей до 0,1 тона - такой получился шаг дискретизации. У животных такая обработка информации в мозгу не производится. Тешу себя надеждой, что именно это стало толчком к "разумности" нашего рода.
Теперь про сам выбор аппаратуры. Характеристик звучания звуковой аппаратуры очень много.
Забудьте про циферки, которые пропечатаны в цветастых паспортах к акустическим устройствам. Производителям нужно продавать, чтоб получить прибыль. Вы для них - кошелек, что бы они не говорили.
Поэтому единственно правильный способ выбрать подходящую аппаратуру — это самостоятельное прослушивание музыки. Учитесь (если, конечно, это вам и правда нужно) разложить все звуки по полочкам. Пытайтесь услышать в первую очередь не провалы "частоты" и интермодуляционные искажения, а живой музыкальный инструмент, соотношения в группе инструментов. В конечном итоге не из "бум", "трень" и ТТХ состоит музыка. А из эстетических ощущений.
А для этого нужна практика. Много практики. Тонкость восприятия не приходит сама.
Выберите любимый диск и очень внимательно много раз прослушайте на своей аппаратуре. Потом прослушайте на другом, третьем, двадцать пятом комплектах. Щупайте и нюхайте музыку. Делайте это часто и с удовольствием. И, самое интересное, вы каждый раз будете слышать новые нюансы.