У животных есть та благородная особенность,
что лев никогда не становится
из малодушия рабом другого льва,
а конь — рабом другого коня.
Мишель де Монтень
При рабстве “закон” разрешал рабовладельцам убивать рабов.
При крепостных порядках “закон” разрешал
крепостникам “только” продавать крепостных…
При капиталистических порядках “закон” разрешает
“только” обрекать трудящихся на безработицу
и обнищание, на разорение и голодную смерть.
Иосиф Сталин
Каждый день миллиарды формально свободных неврастеников, толкаясь друг с другом за стоячие места в автобусах и метро, едут служить своему хозяину. Они едут заниматься ненавистным для себя делом во имя прибылей давшего работу предпринимателя. Что толкает людей на такое позорное положение, когда они ежедневно добровольно отдают свои жизненные силы и способности в пользование, но при этом чувствуют себя раздавленными волей нанимателя угнетенными несвободными ничтожествами? В конечном счёте наемный работник, какой бы он не был важности, всегда полностью зависит от своих нанимателей. Особенно, если осознать, что у всех нанимателей по отношению ко всем потенциальным и действующим работникам есть совместные интересы, которые они отстаивают во взаимном согласии друг с другом.
Основными решающими факторами, заставляющими человека покорно трудиться наемным способом, являются, во-первых, незнание, как это делать по-иному, во-вторых, перспектива голодной и холодной смерти. Глашатаи СМИ, школьные учителя, бульварные психологи твердят миф о золотом руне мелко-предпринимательской инициативы. Но жизнь ежедневно показывает, что начинатели «своего дела» — это всего лишь дойные коровы для банков, которые распиарят успех одного из тысячи, в реальности для остальных готовят участь кредитного рабства.
Как это ни странно, но основным мотивом самообезличивания человека в форме наемного придатка частного предпринимательства является денежная величина заработной платы. Именно в заработной плате, в первую очередь в условиях её появления и существования, кроется реальное различие между рабом и пролетарием физического и умственного труда.
Если посмотреть на разницу между рабом и наёмным работником со стороны рабовладельца или нанимателя, то станет ясно, что единственное, что отличает современного рабочего, служащего, сотрудника от раба полевого, дворового или крепостного — это тот факт, что для трудового измождения раба до смерти необходимы сотни регулярных ударов плетью, а наемный раб загоняет до смерти себя сам, добровольно.
Поэтому, выдумав партнерство между олигархами и обывателями, сильными мира сего вместе с наемными продажными интеллектуалами — певцами рыночного общества, превратили рабство в добровольное стремление к «большой» заработной плате. Этому начинают учить с пеленок, об этом толкуют СМИ и образование — работать можно только за деньги или ради денег.
Даже всякая благородная добродетель помощи обездоленным, с точки зрения современного общества, возможна только в форме меценатства, после того как ты «заработал состояние».
В процессе того как раб стирает в мозоли свои руки, у него складывается естественная иллюзия, что весь его труд бесплатен, то есть хозяин ему никак не компенсирует затраченные усилия. Однако это не так, потому что часть созданного трудом раба продукта рабовладелец обязательно отпускает на содержание раба — выделяет ему угол для сна и похлебку в качестве питания.
У наших современных, рыночных рабов складывается обратная иллюзия, но намного более опасная и глупая. Иллюзия того, что заработная плата компенсирует все необходимые затраченные на производство продукта усилия. Иными словами каждый работник свято верит, что получает денежную компенсацию, эквивалентную необходимым затраченным усилиям в соответствии со своей профессиональной деятельностью.
Вместе с чудесным превращением раба в наемного раба претерпела изменение и система мотивации труда. От насильственного принципа классического рабовладения «кто не работает, тот не живёт» господствующие классы перешли к принципу материальной заинтересованности наемного рыночного рабовладения «кто не работает, тот не ест».
Мало кто знает, что тысячи лет считалось позорным делом идти в услужение другому человеку за деньги, тем более в среде юридически свободных людей. Этот институт был практически полностью представлен наемниками головорезами, криминальными бандами и проститутками. В 44 г. до н.э. Цицерон писал:
«Недостойны свободного человека и презренны заработки всех поденщиков, чей покупается труд, а не искусство; ведь в этих занятиях самая плата есть вознаграждение за рабское состояние… Все ремесленники занимаются презренным трудом, в мастерской не может быть ничего благородного, и наименьшего одобрения заслуживают ремесла, обслуживающие наслаждения».
С появлением промышленного производства вещной характер раба стал слишком нагляден, а орудия труда слишком сложны и дороги для того, чтобы доверять их рабам. Поэтому аристократы и купцы использовали известные преимущества «поденщиков» и распространили удачно апробированную форму отношений с бандитами, наемниками и проститутками на крепостных рабов. Последние превратились в пролетариев и считают за счастье, если после очередного кризиса находят себе очередного хозяина.
Разница между тёмным углом, пресной похлебкой раба и заработной платой пролетария только количественная, но не качественная. Что для аристократа-рабовладельца отведенная часть продукта на содержание раба, то для предпринимателя стоимость рабочей силы. И то и другое «состоит» из необходимости кормить и воспроизводить класс трудящихся людей для будущих поколений своих сынков-рабовладельцев.
Какой же выход?
Пока общество организованно преглупейшим способом столкновения лбами рыночных магнатов и их государств, никакого выхода нет и быть не может. Горстка монополистов узурпировала практически все богатства и главные факторы производства — заводы, землю, здания, трубопроводы, информацию и т.д., которые охраняет, в первую очередь, силой государства. Именно из-за частной собственности, в которой нет никакой разумности, возникают различные отношения подчинения, и узкий слой паразитов жиреет, пока миллиарды истрачивают свои жизни на выживание.
Только при научной плановой организации производства труд из обременения превратится в жизненную потребность. В самой плановой организации заложен механизм нематериальной заинтересованности личности в труде. Рациональная организация труда, научная организация производства на базе общественной собственности делает каждого работника одинаково значимым. Строго определенное место в производстве и прямая зависимость благосостояния работника от результата всей хозяйственной деятельности делает невозможным исключение работника из трудового процесса или некачественное выполнение им своих обязанностей.
Каждый пролетарий, хоть на миг освободившийся от рвачества, чувствовал, что внутренне заинтересован в общественно-необходимом труде. Но капитализм гонит его работать за минимальный для физического и социального выживания набор благ, поэтому наёмного работника не интересует конечный результат его труда. Результат труда наёмного работника отчужден от него деньгами, первично в форме заработной платы.
Иррациональность организации труда, кустарность организации труда, излишние траты рабочей силы, постоянная задублированность и неравномерность производства, обилие посреднических звеньев, самодурство капиталиста и начальника, идиотизм пустопорожнего, ненужного обществу труда, бессмысленного перенапряжения сил порождает отношение пролетария к труду как к унизительной и обременительной обязанности, которая должна компенсироваться личными материальными благами. Такое положение вещей демотивирует наемного работника, побуждает его не прикладывать усилий сверх того, что необходимо для получения заработной платы.
В свою очередь научно-плановая организация производства уже в самом трудовом процессе даже для самого монотонного и нетворческого труда показывает общественную значимость каждой операции. Отсутствие излишнего, общественно ненужного труда в процессе производства, прозрачность производственных механизмов, которые были завуалированы денежной формой при капитализме, делает каждый трудовой акт общественно полезным, необходимым, от которого невозможно уклониться без потери в материальном положении и социальном статусе. Сам социальный статус в планово организованном обществе на базе общественной собственности формируется на основании количества и качества труда. Осознание общественной значимости собственной деятельности само собой мотивирует человека. Тяжелые последствия недобросовестности труда ложатся на него не только материальным, но и моральным грузом, остракизмом со стороны общества.
Несмотря на то, что нам ещё длительное время потребуется пользоваться буржуазным принципом «кто не работает, то не ест», в условиях первой фазы коммунизма он дополняется уже чисто коммунистическим началом — «кто не работает, тот не ест, а кто работает, тот и ест вдоволь и поступательно развивает общество к изобилию, научному труду, свободе и счастью». То есть к полному, зрелому коммунизму.