Как я уже писал ранее, панические атаки являются одним из симптомов тревожных расстройств или, как их иначе называют, тревожных неврозов.
Суть этих расстройств и неврозов, чаще всего, заключается в наличии так называемых внутренних конфликтов, то есть конфликтов внутри психики. Такие конфликты есть абсолютно у каждого человека, но в случае неврозов эти конфликты проявляются особенно интенсивно.
Ключевой частью психотерапии панических атак и неврозов является нахождение и нейтрализация подобных конфликтов, поскольку именно они создают то напряжение, которое затем, по мере своего накопления, и вызывает приступы тревоги и паники.
Сами по себе панические атаки есть не что иное, как естественный механизм сброса запредельного психоэмоционального напряжения, которое создаётся этими самыми внутренними конфликтами.
То есть ключевая проблема неврозов - это проблема конфликтов. И конфликты эти, к сожалению, далеко не всегда лежат на поверхности, и уж тем более далеко не всегда осознаются человеком, страдающим проблемами панических атак и невроза.
Что же из себя данные конфликты представляют? За время своей практической деятельности в русле психотерапии я неоднократно помогал своим клиентам разрешать такие конфликты. Суть этих конфликтов можно представить в виде формулы "совместить несовместимое".
Действительно, практически всегда за счёт невротических конфликтов в жизни их носителя формируется такая ситуация, когда совмещаются порой взаимоисключающие вещи. Например, состояние беспомощности в моменты тревоги, состояние уязвимости, одиночества и брошенности с одной стороны, и волевой контроль себя и окружающего мира, жёсткость и агрессивность по отношению к близким и окружающим людям с другой стороны. То есть перед нами картина маленького уязвимого ребёнка и одновременно сильного и жёсткого взрослого. И всё это удерживается в одном и том же человеке.
Часто эти конфликты проявляются и в сфере отношений. Например, с одной стороны тяга к ярким чувствам и эмоциям, страсти, переменчивости, но при этом, с другой стороны, выбор стабильных и малоизменчивых отношений для семейной жизни. Или переживание боли и отверженности в отношениях, переживание обиды, невыраженной злости с одной стороны, и при этом поведение, в котором, создаётся видимость стабильности, что всё хорошо, никакой обиды нет.
Такого рода конфликты представляют собой зачастую безвыходную ситуацию для человека, поскольку обе части конфликта являются предпочтительными, а выбор между ними становится зачастую невозможен, обе они одинаково важны. И в этот момент начинает нарастать напряжение, так как жить в двух состояниях одновременно попросту невозможно, поскольку они, как правило, либо частично, либо полностью взаимоисключают друг друга.
Внутреннее понимание необходимости сделать выбор в сторону одной из сторон этого конфликта нагнетает тревогу, создавая излишнее внутреннее напряжение, порождая навязчивые мысли, чувство вины и стыда за невозможность сделать выбор и принять решение. И всё это, зачастую, самим человеком практически не осознаётся, а протекает как бы на более глубоком уровне его психики.
С другой стороны, такая ситуация может поддерживаться достаточно долгое время, поскольку невроз позволяет человеку отложить выбор, хоть и ценой переживания дискомфорта и всех "прелестей" невротических симптомов в виде, например, тех же панических атак. В таком случае невроз становится вынужденной мерой и платой за поддержание возможности жить в двух измерениях своей жизни одновременно.
И стоит отметить, что в случае неврозов в человеке может присутствовать сразу несколько такого рода конфликтов, часто пересекающихся и усиливающих друг друга.
Задача психотерапии помочь человеку преодолеть такие конфликты, в идеале найти такое решение, которое бы устроило его ещё больше, чем оба решения, предлагаемые сторонами внутреннего конфликта. То есть психотерапия позволяет человеку выйти из раздрая, интегрировав свою жизнь и самого себя в нечто более единое и более здоровое.