Найти тему
WTF_HR

Экосистема подбора: Status Report

Вышел новый отчет компании Talent Tech Labs о технологической экосистеме рекрутмента, который многие в соцсетях почему-то назвали отчетом об HR Tech. Нам немного обидно, что многие люди, даже давно работающие на рынке, до сих пор ассоциируют HR исключительно с поиском, подбором и адаптацией, но тут уж как есть.

В отчете есть интересные факты и тенденции, которые отчасти актуальны и для нашего рынка. Мы хотим их прокомментировать.

В первом же абзаце коллеги пишут, что 80% компаний, которые занимались карьерным коучингом и консалтингом в интернете, за последний год вышли из бизнеса. Возможно, хорошие новости для Алены Владимирской с Антирабством и не очень хорошие для ее потенциальных конкурентов - есть мнение, что этот рынок несколько переоценен и заходить на него сейчас рискованно.

Рынок джоббордов стагнирует, хоть и остается одной из основ рекрутерской экосистемы - как мы уже писали, учитывая определенное отставание нашего рынка в развитии, HeadHunter очень вовремя выходит на IPO - еще год-другой роста у них есть, но что дальше - неясно..

Использование искусственного интеллекта в подборе, чтобы исключить человеческую работу и человеческий фактор на ранних стадиях, приобретает все более явные очертания - недаром практически все отечественные HR Tech компании ведут разработки в этой области. Ресечеры - переквалифицируйтесь срочно, вашей профессии в ее нынешнем виде осталось несколько лет.

В этом месте мы также хотим напомнить, что любая модель хороша ровно настолько, насколько хороши обучавшие ее люди, так что ждем массовое открытие вакансий "тренеров роботов". Кстати, про роботов - Вера опять хайпанула, в отчете ребята из Нью-Йорка написали про них целую страницу текста.

Из опыта наших коллег-консультантов мы знаем, что в первый год работы вовлеченность сотрудников стабильно падает. Это нормальное явление, но у некоторых она падает очень сильно в силу хорошего HR-бренда (читай: завышенных ожиданий) и такого себе реального опыта сотрудника.

В этой ситуации удивительно, что в России до сих пор нет ни суверенного GlassDoor, ни привычки использовать оригинальный. На Западе (и на Востоке) проверка работодателя по Глассдору стала настолько общим местом, что компании даже начали налаживать внутренние процессы, основываясь на обратной связи на этом сайте. То ли мы правда какие-то особенные, то ли на этом рынке в России стоит ожидать появления серьезного игрока в ближайший год-два.

Вообще маркетинг наступает на HR семимильными шагами - аббревиатура CRM теперь не только про Customer, но и Candidate Relationship. Аналитика, рекомендации, использование больших данных и даже рекомендации кандидатов конкурентам (!) - это то, с чем будет в ближайшее время работать большинство международных компаний

Чтобы понять будущее не только рекрутмента и HR в целом нужно внимательно смотреть на то, что произошло в последние несколько лет с маркетингом. Но при этом нужно не забывать, что маркетинг - это не только умение запостить в соцсеточке вирусный ролик и хорошие продажные навыки рекрутеров, но и умение правильно сегментировать потребителя, определить его потребности, построить HR-системы соответствующим образом и обеспечить нормальный опыт на протяжении всего жизненного цикла сотрудника. В отчете об этом ничего нет, но нам всем не помешает держать это в голове.