Найти в Дзене
Авторский лист

«Сова»

Роман Самюэля Бьорка «Сова» — крайне добротный норвежский детектив-триллер. Как оказалось, второй в серии, но повествование выстроено грамотно. Таким образом, что, во-первых, история самодостаточна, а во-вторых, автор тонко напоминает о предшествующих событиях. Так что крутить головой, пытаясь понять, «где я, и кто все эти люди» не приходится.

В фокусе находится отдел по расследованию убийств. Ребятам «повезло», появилось дело посложнее поножовщины в переулке. В лесу обнаружили мертвую девушку шестнадцати лет, явно убитую в ходе какого-то ритуала. Но и это еще не все: оказывается, перед убийством ее три месяца держали в неволе, и все это время она питалась кормом для животных.

Что в романе безусловно понравилось, так это погружение в мир профессиональных полицейских. Нет, это не Голливуд, с его постоянной стрельбой и беготней. Это — именно будни людей, которые расследуют преступления. Это — опрос свидетелей, это дотошное исследование каждого волоска, это — постоянные брифы, обсуждения, построения версий и их разрушение.

Много внимания уделено героям как таковым, с их жизненеыми трагедиями и психологическими проблемами. Глава отдела — немолодой мужчина Холгер Мунк, тяжело переживающий развод. Работа отобрала у него семью. Мия Крюгер потеряла сестру-наркоманку и подумывает к ней присоединиться. У всех есть свои тайны и свои пороки, но все они — полицейские, не по прихоти, а по призванию.

Финал романа отнюдь не открывает перед ними двери в солнечный мир волшебных пони и радуги. Нет, финал — такой же суровый и мрачный, как и весь роман. Однако герои понимают, что, как все ни повернись, они все равно останутся на своих местах и будут делать свое дело, ради которого они и пришли в этот мир.

Несмотря на то, что, в целом, впечатления от романа положительные, есть и серьезные придирки. Некоторые говорят, что это у меня в книгах «много воды». М-да-а…

Роман «Сова» изобилует таким количеством самоповторов, что автора можно заподозрить в склерозе. Одно только место преступления одними и теми же словами описано примерно 100500 раз, а может, даже больше. Кроме того, по введенной Кингом моде, Бьорк активно использует повторяющиеся конструкции, демонстрирующие ход мыслей героев, вспышки-воспоминания. Хороший прием, но всему надо знать меру.

Отдельное фаталити — это диалоги. Вот, например, моя версия диалога:

— Петя изнасиловал Машу!
— Взяли?
— Тебя ждем.
— Поехали!

Теперь версия Самюэля Бьорка:

— Я тут кое-что узнал…
— Что же ты узнал?
— Не знаю, насколько это важно…
— Да брось, все важно.
— В общем, Петя изнасиловал Машу.
— Ты уверен?
— Я сам видел.
— Погоди… Что ты говоришь? Маша прирезала страуса?
— Нет, Петя изнасиловал Машу.
— Я не понимаю, о чем ты говоришь.
— Петя изнасиловал Машу.
— Маша изнасиловала Петю…
— Да нет же, наоборот!
— Страус изнасиловал Петю?!
— Петя изнасиловал Машу!!!
— Страусом?!!
— Нет, нет, не было никакого страуса, только Петя и Маша!!!
— Я совсем тебя не понимаю. Давай с начала. Успокойся и расскажи, что случилось.
— Давай посмотрим видео.
[смотрят видео, где Петя крупным планом насилует Машу]
— И на что мы тут смотрим?
— Петя насилует Машу. Вот Петя. А вот Маша.
— Я ничего не вижу…
[распечатывают кадр]
— Вот! [тычет пальцем в фото] Петя насилует Машу!
— Погоди… Ты заметил?
— Заметил что?
— На этом снимке нет страуса!
— О, господи…
— Это значит, что Петя изнасиловал Машу! Срочно! Едем!

И такая дребедень — целый день… Много диалогов происходит по телефону — там у них и связь еще периодически пропадает. В общем, роман можно было бы безболезненно сократить где-то на треть, и он бы только выиграл от этого

Что же касается убийцы, то он… Ну, не сказать, чтоб дворецкий, но не дает полного интеллектуального удовлетворения. Идейной составляющей Бьорк пожертвовал в пользу эффекта неожиданности. Что тут скажешь… Жираф большой, ему видней.

Сегодня выдающийся, шедевральный, законченный роман — редкость, вымирающий вид. Сегодня в ходу другой подход. Упор на фансервис и сериальность. Дайте нам героев, с которыми интересно, и мы будем с ними тусоваться хоть 100 томов подряд, невзирая на ляпы и недостатки. Творчество Бьорка этим критериям вполне соответствует. Читать можно смело.