Армения 7 часть
Мудр тот, кто имеет знания, и делает вид, что не знает. Глуп тот, кто, не имея знания, делает вид что знает
(Лао Цзы)
Путь до родника и обратно занял у нас около тридцати минут. Вещи были в сохранности. Гости пожелали мне всего хорошего и скрылись за листвой.
Перебравшись на новое место, я соорудил из камней импровизированный пол и одноуровневые стенки для костра. Получилось что-то вроде детской крепости для игры в снежки. Такая конструкция позволяет существенно сэкономить на дровах и сохраняет тепло даже через несколько часов после того, как потухнет костер.
К вечеру я приготовил суп из макарон, адыгейского сыра, специй и травы, которую собрал поблизости. На вид она напоминала карточную масть крести. Суп получился отменным. Есть простая методика, позволяющая без ботанического справочника определить, съедобно растение или нет.
Вот семь ее этапов:
-Если запах неприятный, эту часть лучше не есть. Слишком сильный или кислотный запах должен вызвать подозрения. Также рекомендуется избегать запахов, напоминающих запах миндаля, так как они могут говорить о наличии ядовитых веществ в составе растения. При вдыхании запаха ядовитого растения может появиться ощущение страха или напряжения.
-Приложите растение к вашему запястью на 15 минут, если вы почувствуете зуд, жжение или онемение – это растение не годится для пищи.
-Потрогайте растение губами.
-Положите растение в рот на 15 минут.
-Пожуйте растение.
-Пожуйте растение и затем подержите его во рту ещё 15 минут, не глотая. Если на вкус оно горькое или напоминает мыло, то выплюньте его и не ешьте эту часть.
-Проглотите разжёванный кусочек. В течение восьми часов ожидайте негативной реакции, и, если таковая не проявится, то можно употреблять это растение в пищу.
Ко мне в гости зашел еще один пастух по имени Самвел. Поле у него было тяжелое, в особенности сектор, отвечающий за правду и честность. Через две минуты он предложил мне анашу, я отказался.
Как и говорил Татос, эта часть горного перевала – менее ветреная, и здесь оказалось теплее на 5-7 градусов. К трем утра я вышел из палатки и развел костер, чтобы отогреться.
На другом берегу появился военный джип и включил прожектор через всю реку. Эта история продолжалась на протяжении следующих трех ночей. На месте иранских пограничников (я бы уже связался с армянской стороной и уточнил, что это за световые сигналы в горах появляются по ночам?
Ветер был настолько силен, что мне казалось, будто я внутри воздушного шара. Палатка раздувалась снизу и делала попытки взлететь к небесам. На следующий день я отправился переставлять палатку немного ниже. В окружении деревьев и скал было теплее и гораздо менее ветрено.
Почувствовав запах жженой резины, я в несколько прыжков вернулся к костру. Горел мой коврик-пенка для сна, видимо, сдутый ветром в костер. Он уже успел укоротиться на четверть… Зато теперь будет проще упаковывать и крепить к рюкзаку.
Одну проблему я так и не решил. Кончики пальцев на руках потрескались от ветра, холода, пыли и ледяной воды. Прокручивать барабан, пускающий искру на газовой зажигалке, купленной в пятерочке за 20 рублей, получалось уже с трудом. Если так и дальше пойдет, то не смогу ее зажечь. Нужно найти способ, как вылечить аллергию на холод: скорее попасть в более теплую местность, раздобыть алоэ или крем на его основе, это должно помочь.
Вечером я увидел, как коренастый армянин что-то делает на огороженном брусом и металлической сеткой участке в сотне метров от меня. Я подошел поближе и поздоровался. Али, так звали армянина, засадил участок десятками молодых деревьев киви и гранатов, и был занят поливом, набирая воду из нескольких ржавых бочек. Он рассказал, что одно дерево киви приносит урожай от 100 до 300 килограмм за сезон.