Если первые полтора года войны броня танка Т-34 вполне справлялась со своими функциями, т.е. ее было достаточно для защиты экипажа и механизмов от противотанкового огня, то после появления на вооружении Вермахта новых, более мощных противотанковых и танковых орудий, как вспоминают многие танкисты: «Они стали чувствовать себя голыми».
Вопрос об усилении бронирования советских танков поднимался и ранее, но остро этот вопрос встал в 1943 году, когда стало известно о появлении в Вермахте новых систем противотанкового вооружения. Предлагались различные варианты. Самым простым решением было усиление бронезащиты путем экранирования танков дополнительной броней - экранами.
Однако на тот период остро не хватало броневого проката. В дефиците были не только 45-75 мм броневые плиты, но и более тонкие-10-30 мм. Раннее были различные предложения об усилении бронирования путем применения железобетона. И вот к этой идее решено было вернуться.
В 1943 году НИИ-48 и ОКБ-43 провели исследования, показавшее, что при нанесении на броню железобетонной подушки (так сказано в оригинале, хотя это была обычная бетонная подушка) толщиной 23-40 мм, она работает как дополнительная броня. О том, насколько возросла эффективность, ничего не было сказано, но было отмечено, что при встрече снаряда под большим углом с броней, происходит скалывание бетона. Это не давало тупоголовому снаряду «закуситься» за броню и сделать доворот к нормали, что приводило к частым рикошетам.
Однако нанесение бетонной подушки на броню было сопряжено с определенными трудностями. Нанесение бетона можно было выполнить только ручным способом, да к тому же технологию сушки посчитали слишком сложной. Этот способ усиления бронирования посчитали слишком затратным, и не дающим особого эффекта.
В этом же году группой слушателей академии ВАММ, которой руководил Цыганов, были предложены две схемы усиления бронирования. В первом случае, подушка из бетона непосредственно прилегала к броне, а во втором случае, была установлена с зазором.
Делалось это при помощи опалубки, которая могла быть как съемной, так и не съемной, с последующей заливкой этой конструкции бетоном. НИИ-48 предложило в зимний период усиление бронирования посредством «льдобетона» из смеси гравия, песка и опилок, которые должны были быть обильно политы водой.
Сведений об эффективности бетонной защиты танка нет. Известно лишь, что при обстреле подушки из «льдобетона», толщина которой составляла 80-мм, бортовая броня танка Т-34 не пробивалась из распространенной в то время 75-мм противотанковой пушки с дистанции 300 метров.
Известен еще один проект бронирования танка. Он выполнялся из тонких листов металла, между которыми засыпался песок, который смешивали со смолистым веществом.
Продолжения эти проекты не нашли. Кто-то объясняет это перегрузкой танка, хотя вес возрастал по некоторым данным всего на четыре тонны.
Бросается в глаза то, что эти проекты лишают Т-34 обзора и маневренности. А в 1943 году маневренность танка играла высокую роль. Да и при увеличенных габаритах танк представлял из себя прекрасную мишень.
Не надо все эти опыты считать маразмом советского танкостроения. Усилить броню с помощью бетона пытались как немцы, так и американцы.