Все мы наслышаны о международной независимой организации Гринпис, деятельность которой связана с защитой природы. Но, как правило, мы слышим новости, связанные с Гринпис, из других уголков планеты. В связи с чем, для нас оказался удивительным тот факт, что организация провела свое исследование о загрязненности воздуха в российских городах, связав это с ЧМ 2018.
Гринпис России весной обратился к администрациям российских городов с вопросами о развитии общественного транспорта, мониторинге качества воздуха, зонах с ограничением движения транспортных средств низкого экологического класса (например, ниже Евро-3), развитии велоинфраструктуры, мерах по снижению количества поездок на личном транспорте и внедрению электротранспорта, в первую очередь, общественного.
Уфа оказалась в так называемой «зеленой зоне» – в списке тех городов России, где администрация намерена двигаться в сторону «зеленой мобильности». И что это означает для нас? Администрация города декларирует проведение ежегодного фестиваля «День 1 000 велосипедистов», который собирает более 15 000 участников. В городе организуются перехватывающие парковки, платные парковочные зоны. Проложено 72 километра велодорожек (с учётом лесопарковых зон). Планируется единый городской сервис велопроката. Предусмотрено развитие трамвайного движения.
Удручает только то, что это всего лишь намерения и проекты на бумаге, и мы не видим их в реальности. Самые важные вопросы о мерах по созданию зон с ограничением движения транспортных средств низкого экологического класса и о мониторинге состояния окружающей среды оставлены без ответа.
Что думают жители Уфы?
Только 28,4% опрошенных жителей города довольны качеством воздуха в Уфе. Для сравнения, в Казани аналогичный показатель составляет 40%, а самый высокий он в Сочи – 78%. При этом наиболее недовольными в рейтинге Гринпис оказались москвичи –18%. Мерами властей по улучшению транспортной ситуации удовлетворены в Уфе только 10,2%. С тем, что именно автотранспорт является основным загрязнителем воздуха в городе, согласны 59,1% респондентов.
Загрязнение воздуха транспортом является одной из важнейших экологических проблем в России. Чтобы оценить меры, которые власти предпринимают для её решения, Гринпис отправил запросы в администрации 77 городов и составил рейтинг на основе их ответов.
Стоит отметить, что в рейтинге оценивались именно декларируемые меры. Оценить, насколько они соответствуют реальности, и проконтролировать их реализацию смогут местные жители и общественные организации.
Что необходимо делать?
Для решения проблемы загрязнения воздуха транспортом Гринпис предлагает развивать экологичные альтернативы личным авто: делать общественный транспорт доступным для всех горожан, расширять сеть велодорожек и велопарковок, станций городского велопроката, строить пешеходную инфраструктуру и пешеходные переходы там, где это удобно людям. Под петицией с этими требованиями подписались уже более 30 000 человек. Решить проблему загрязнения воздуха транспортом, удастся только в том случае, если этого потребуют сами жители крупных городов, а власти будут готовы к диалогу.
А что думаете вы по этому поводу? Не пришла ли пора лишний раз пройтись пешком, а заодно сэкономить на бензине, тем более, что только в мае 2018 года автомобильное топливо в Уфе выросло в цене на 6,1-6,4% в зависимости от сети автозаправок.
В заключение добавим, что администрации таких городов, как Салават, Нефтекамск, Курган, Саранск, Нижний Новгород, Пенза, Саратов, Курск, Белгород вообще не стали сотрудничать с Гринпис и предоставлять данные о мерах, которые принимаются для решения проблем, связанных с загрязнением воздуха.