В свое время «Бойцовский клуб» стал для меня еще тем «ударом в голову», сначала кинематографическим, потом литературным. И рецензию на этот шедевр очень хотелось мне написать уже давно – и там бы у меня все-все было, что уже понаписано про это текст всеми кому не лень. И написано гораздо лучше, чем при любом раскладе получилось бы у меня.
Поэтому я напишу про другое. Книга эта на самом деле – про любовь.
И это становится абсолютно очевидным на тринадцатой странице «оранжевого» русского издания. Паланик, по своему обыкновению, предельно прямолинеен и нисколько не шифрует мессидж:
«У нас здесь нечто вроде любовного треугольника. Я люблю Тайлера. Тайлер любит Марлу. Марла любит меня».
И на следующих страницах этот вполне банальный (за исключением того, что две его вершины – это все таки не два, а один человек) треугольник стремительно мутирует в какой-то сюрреалистический мегаоктаэдр с мерцающими гранями и смутными внутренними связями. В этих гранях и мерцании – все, чем знаменит «БК». И отрицание самоидентификации через предметы потребления, и пролетарский бунт в духе «Месс-менд», и проект «Разгром», как всемирный террористический заговор, и анархизм, и идея духовного перерождения человечества через его уничтожение. Всё.
Но к концу этого радикалистского безумия, продравшись через череду собственных стыдных озарений (боже, как я этого сам раньше не сообразил?!!!) понимаешь, что этот самый чудовищный октаэдр смыслов, связей и граней складывается, как адская шкатулка из “Hellraiser” опять в тот самый любовный треугольник, который на самом деле и не треугольник вовсе, а «отрезок прямой, соединяющей точки А и Б». Любовь. Усложненная, конечно, и раздвоением личности, и пресловутым писательским мировоззрением наряду с фирменными литературными приемами, без которых, конечно, Паланик не был бы Палаником, согласитесь, но всё равно любовь.