«Бокс - это реальность, данная нам в ощущении!»
Безымянный тренер. По ушу.
Казалось что может быть проще: хочешь плавать – прыгай воду. Хочешь научиться драться: иди и дерись!
Но, если такой подход вполне применим к простому деревенскому парню, сызмальства приученному к тяжелому повседневному труду и к тому же отслужившему срочную, то изнеженному городскому обывателю, привыкшему к комфорту современной городской жизни, не утруждающему себя регулярными походами в спортзал и откосившему к тому же от армии, ему такой рецепт вряд ли поможет.
Мне приходилось видеть, встречать много секций, где тренера старались подготовить тренирующихся именно исходя из этой концепции. Они хотели подготовить Бойцов, и даже новички, пришедшие первый день на тренировку, проходили через спарринг с уже более подготовленными противниками. Несмотря на то, что даже простой функциональный выносливости и просто нормальной Физической кондиции у этих людей не было, не говоря уже о знании каких-то навыков технических действий, ударов, уходов, уклонов или чего-то ещё нужного и важного, их всё равно ставили в поединки. Результат естественно предсказуем. Да, не спорю, кто-то с изначально крепким духом действительно оставался в этих секциях и в дальнейшем смог стать вполне серьезным бойцом, но основная масса обычно просто уходила, окончательно разочаровавшись в занятиях не только единоборствами, но и физкультурой вообще. И скорее всего, единственным «спортом» себе оставляла лишь поднятие пивной банки перед телевизором во время просмотра какой-то спортивной передачи.
Да, природа создавала мужчин как добытчиков и защитников, охотников и воинов, но надо признать - в наше изнеженное время редко в городах встретишь такое воспитание. Жизнь сейчас значительно легче и куда более комфортабельна, даже в сравнении с совсем недавним временем. Но это удобство, увы, зачастую убивает в нас бойцовский дух.
Но что же делает обычного человека бойцом? Какие методологические подходы и тренировки развивают в нас эти качества? Спорт? Несомненно он развивает в занимающихся мощную волю, умение работать над собой и стремление к победе.
Нужные качества в бою? Однозначно!
Результат такой подготовки неоднократно наблюдаем, когда кто-то долго занимался каким-то видом, достигая не обязательно мастерских разрядов, но качественного успеха в каком-то виде спорта. Не обязательно это спортивные единоборства, может просто действительно какая-то сложная спортивная дисциплина, физически и координационно развивающая занимающегося. Но зато потом этот человек успешно применяет и использует традиционные техники ушу, и почему-то у него - все нормально работает в спарринге.
Конечно можно сделать вывод: для того чтобы традиционное ушу заработало, современному городскому человеку надо сперва отзаниматься пару-другую лет чем-то типа бокса, чтобы подтянуть физо и координацию, поставить не только нокаутирующий удар, но в первую очередь навыки работать ногами и корпусом, уметь защищаться уклонами и уходами, короче говоря, всему тому, чему учат в нормальной секции бокса ещё советского разлива, ориентированной на результат у занимающихся, а не на сбор с них денежных средств в пользу тренера или клуба (как в большинстве мест сейчас).
Но сразу возникает вопрос: а зачем тогда потом идти в традиционные восточные единоборства? Фактически же уже есть требуемые качества бойца-ударника, добавьте к этому борьбу в одежде для расширения арсенала и навыков работы на разной дистанции плюс партер, и - прекрасно! Скажете, боксеры получают на тренировках в голову и поэтому им не светит долголетие? А кто сказал, что в Старом Китае было как-то по другому? Может быть истории про толпы восьмидесятилетних Дедов-мастеров - это просто пример «ошибки выжившего»?
Но давайте оставим в стороне отвлеченное любомудрие - грекам, и попробуем разобраться в довольно непростом вопросе:
Что не так в тренировочном процессе массового традиционного ушу наших дней? Из-за чего мы не видим сейчас аналогов известных бойцов прошлых лет, типа Хо Юаньцзя и «Дадао Ван-у», не говоря уже об У-Суне и других легендарных персонажах улиньской среды.
Давайте попробуем сравнить известные нам особенности в тренировках современного традиционного ушу с тем, что мы знаем от старшего поколения о том, как занимались деревенским ушу ещё в прошлом столетии.
Довольно часто меня навещают различные практики ТКБИ с разных регионов нашей необъятной родины, а также из других мест постсоветского пространства и дальнего зарубежья. В беседах обычно делятся тем, как они занимаются, что делают... Это действительно интересно, потому что довольно любопытно посмотреть - как и чем люди живут в современной Улиньской среде. Если обобщить все собранные мною кусочки информации (она конечно достаточно необъективна, так как не охватывает весь круг занимающихся в русскоязычном пространстве), то можно выделить три основных раздела практики современного ушу:
1. Несомненно важнейшая часть современных тренировок - это длительная отработка одиночных формальных комплексов-таолу. Мы отдельно поговорим про эту важную составляющую практики ушу, однако необходимо отметить тот факт, что практика многочисленных таолу, разных школ и даже разных стилей, это явление уже нашего времени. Принято считать, что такой подход появился в ХХ веке и связан с деятельностью Центрального Института Гошу. Ректор института Чжан Чжицзян считал, что практика проработки разнообразных культур и манер движения позволит сделать более значительный скачек в развитии функциональных возможностей и гораздо более богатую культуру движения, нежели если вы будете практиковать таолу одного стиля, одно или больше. Чжан Чжицзян стоял за широкий охват в изучении, требовал от студентов изучения разных стилей - борясь тем самым с традиционной закрытостью старых школ, тренировки как комплексов, так и рукопашного боя, борьбы, боя длинным и коротким оружием. Так же ученики Института изучали кэндо и дзюдо, бокс и атлетику... И тут я не могу не процитировать Брюса Ли:
"Я не боюсь того, кто изучает 10 000 различных ударов. Я боюсь того, кто изучает один удар 10 000 раз!"
Неважно как бы к нему не относились бы поклонники традиционного ушу, он тут как раз поддерживает традиционную концепцию: лучше знать меньше - да делать лучше. Однако сейчас совсем не сложно встретить адептов ушу, знающих десятки и десятки таолу как без оружия, так и с самым разнообразным традиционным и экзотическим вооружением. А сколько из известного им арсенала приемов они уверенно смогут применить в бою? Вопрос - открытый.
Несомненно, часть вины за такую порочную практику лежит на наставниках, которые берут деньги за изучение каждого нового комплекса, однако нельзя забывать и учеников, их любовь к коллекционированию, стремление к новизне, да и устоявшееся мнение "кто больше знает форм - тот круче" нельзя скидывать с наших весов.
Как методика обучения, и об этом уже не раз говорилось, практика одиночных формальных комплексов-таолу очень удобна для массового обучения. Как показывает китайский опыт, так в строю можно обучать даже не десятки, а сотни занимающихся. А вот насколько при этом будет расти индивидуальное мастерство отдельно взятого ученика - уже больше будет зависеть от его природных данных, его упорства, наблюдательности, дотошности...
2. Другой важный элемент современной составляющей тренировки ушу - это различные практики цигун. О том, как в начале 20-го века появилось само понятие цигун, уже говорилось в отдельной статье. К сожалению большинство знакомых мне практикующих ушу - практикуют именно современный мягкий цигун или чжуангун, популярное сейчас "столбовое стояние", вместо своих изначальных методов внутренней наработки. А о внутренних методах традиционных стилей тоже говорилось в отдельной статье. Увы, часто китайские наставники просто по каким-то своим причинам не желают обучать сейчас старым методам нэйгун. Мне всегда это было непонятно, так как на мой субъективный взгляд, эти наработки - неотъемлемая часть практики ушу, без которой в принципе мы получим "мертворожденное дитя". Как-то сидя за пельменями у одного известного в наших широтах Мастера, я спросил его: Pourquoi ça? Почему он не обучает своих русских учеников стилевому нэйгун? При этом сам же неоднократно объяснял и показывал мне, а я никогда не просил у него учиться... Ответ был прост и незатейлив: А зачем? Им это ненужно.
3. Ещё одной составляющей современных занятий являются различные парные наработки. Хотя существует мнение что в современном традиционном ушу, в его рафинированном варианте, отсутствуют парные наработки, на сам деле - это не совсем так. Многие школы практикуют упражнения подобные туйшоу в тайцзицюань, ибо с одной стороны, они достаточно удобные и безопасные для занимающихся, а с другой, в некотором роде позволяют выявлять превосходство в уровне занимающихся. А еще - соревнования организовывать... Также широко распространены упражнения аналогичные чи-сао в стиле Винчун. Есть подобные и в багуачжан, и в мэйхуачжуан, в шаолиньском кулаке и в синъицюань ... Да где их только нет! Подобные упражнения ушу должны развивать координацию и баланс, силу и скорость, своевременность и точность, а главное - реакцию на действия противника, опираясь на тактильные чувства и ощущения, но не на визуальную информацию. Хотя это всего лишь подводящие упражнения, но в идеале они должны подводить ученика к свободному поединку. Кроме того, во многих стилях сохранились парные комплексы дуйлянь. Увы, редко где эти упражнения работаю с полной самоотдачей, с выработкой навыка нанесения максимальных повреждений оппоненту. Ведь это больно и неприятно, могут быть травмы или как минимум некрасивые ссадины и синяки, а завтра ведь надо опять в офис, где дресс-код и все такое... Ну, мы об этом говорили в предыдущей статье – про мотивацию у современных занимающихся ушу.
Кстати, что касается чи-сао.. По воспоминаниям современников, у Ип Мана было условно говоря три категории учеников:
Первая, это те кто уже чем-то тренировался и пришел изучать его систему, и он готовил из них инструкторов.
Вторая: молодежь типа вышеупомянутого Брюса Ли, которые пришли просто научиться драться!
А третья... К третьей категории можно отнести частные уроки ... бизнесменам, которым совершенно не хотелось махаться кулаками и соответственно получать по лицу, а вот покрутить чи-сао было интересно.
Но жизнь поменялась и сразу сместились акценты, но сейчас все крутят чи-сао, в надежде научиться драться... И из упражнения, подводящего к свободному бою, чи-сао превратилось в самоцель, даже соревнования сейчас проводят...по упражнению...
Но если мы послушаем воспоминания тех, кто занимался в начале 20-го века, их рассказы о том как тренировались они сами, их воспоминания о том, как тренировались их отцы и деды на закате империи Цин, также несложно выявить три неразрывно связанных составляющих тренировки. Однако они будут другими.
Первая составляющая направлена на развитие силы, внешней и внутренней. В первую очередь, это то, что называют - стилевой нэйгун. Сейчас многие ставят знак равенства между этим термином и понятием практика цигун, но это на самом деле ошибочно. Задачи нэйгун в первую очередь подготовить тело (сознание и жизненные силы), сделать его годным выполнять тот арсенал технических действий, который используется в вашей школе. Но - не только. Нэйгун - это еще и то наполнение, которое должно обязательно присутствовать в ваших движениях, в ваших действиях. Неважно, исполняете ли вы таолу или бьетесь на лэйтай. На мой взгляд, именно наличие или отсуствие нэйгун в тренировочном процессе - это важнейший критерий того, чем вы занимаетесь (подробнее о том, что такое нэйгун смотрим в этой статье). Кстати, китайские исследователи именно от него отталкиваются при разборе происхождения карате из Китая - ведь в современном карате и даже в Окинавских школах следов традиционного нэйгун не найдено. По крайней мере, я об этом не встречал упоминаний. Этот момент позволяет китайским товарищам заявлять о неполном, частичном обучении, во внешних вратах китайской школы тех японцев, что потом принесли свои навыки на острова. Но сейчас не об этом.
Второй важный аспект, который к сожалению часто отсутствует во многих современных школах (однако не везде), это постановка ударов на предметах. Это чаще всего мешок для ударов верхними конечностями и корпусом, набитый песком-шадай, это постановка ударов ногами по деревянным столбом, это постановка на столбах входов и так называемые упражнения типа "войти и опереться" (руками и корпусом), которые у нас сейчас ошибочно воспринимают за набивку для укрепления рук и прочих частей тела. Хотя какая набивка поможет от ударов мечом или топором?
Следующая составляющая - это парные наработки... Тут сказать нечего, не зря была поговорка, что к Учителю приходишь исправлять старое, изучать новое, но в первую очередь - оттачивать парную технику!
Если мы сравним три вышеупомянутых основных раздела практики современного традиционного ушу и три раздела старого деревенского, мы увидим что они не совсем идентичны, хотя есть много похожего.
В чем же разница тогда, а значит и причина того, что современную ушуист проигрывает? Почему раньше эти методы можно было использовать для бояи самозащиты? Об этом мы продолжим чуть позже.
Продолжение следует.
Дмитрий Моисеев, СПб - Петяярви, 2018