Найти тему
Секреты Старого Китая

Как стать ушуистом, который не отгребает люлей, или секретного ингредиента ...нет?

«Бокс - это реальность, данная нам в ощущении!»
Безымянный тренер. По ушу.

Казалось что может быть проще: хочешь плавать – прыгай воду. Хочешь научиться драться: иди и дерись!

Но, если такой подход вполне применим к простому деревенскому парню, сызмальства приученному к тяжелому повседневному труду и к тому же отслужившему срочную, то изнеженному городскому обывателю, привыкшему к комфорту современной городской жизни, не утруждающему себя регулярными походами в спортзал и откосившему к тому же от армии, ему такой рецепт вряд ли поможет.

Мне приходилось видеть, встречать много секций, где тренера старались подготовить тренирующихся именно исходя из этой концепции. Они хотели подготовить Бойцов, и даже новички, пришедшие первый день на тренировку, проходили через спарринг с уже более подготовленными противниками. Несмотря на то, что даже простой функциональный выносливости и просто нормальной Физической кондиции у этих людей не было, не говоря уже о знании каких-то навыков технических действий, ударов, уходов, уклонов или чего-то ещё нужного и важного, их всё равно ставили в поединки. Результат естественно предсказуем. Да, не спорю, кто-то с изначально крепким духом действительно оставался в этих секциях и в дальнейшем смог стать вполне серьезным бойцом, но основная масса обычно просто уходила, окончательно разочаровавшись в занятиях не только единоборствами, но и физкультурой вообще. И скорее всего, единственным «спортом» себе оставляла лишь поднятие пивной банки перед телевизором во время просмотра какой-то спортивной передачи.

Да, природа создавала мужчин как добытчиков и защитников, охотников и воинов, но надо признать - в наше изнеженное время редко в городах встретишь такое воспитание. Жизнь сейчас значительно легче и куда более комфортабельна, даже в сравнении с совсем недавним временем. Но это удобство, увы, зачастую убивает в нас бойцовский дух.

Но что же делает обычного человека бойцом? Какие методологические подходы и тренировки развивают в нас эти качества? Спорт? Несомненно он развивает в занимающихся мощную волю, умение работать над собой и стремление к победе.

Нужные качества в бою? Однозначно!

Результат такой подготовки неоднократно наблюдаем, когда кто-то долго занимался каким-то видом, достигая не обязательно мастерских разрядов, но качественного успеха в каком-то виде спорта. Не обязательно это спортивные единоборства, может просто действительно какая-то сложная спортивная дисциплина, физически и координационно развивающая занимающегося. Но зато потом этот человек успешно применяет и использует традиционные техники ушу, и почему-то у него - все нормально работает в спарринге.

Конечно можно сделать вывод: для того чтобы традиционное ушу заработало, современному городскому человеку надо сперва отзаниматься пару-другую лет чем-то типа бокса, чтобы подтянуть физо и координацию, поставить не только нокаутирующий удар, но в первую очередь навыки работать ногами и корпусом, уметь защищаться уклонами и уходами, короче говоря, всему тому, чему учат в нормальной секции бокса ещё советского разлива, ориентированной на результат у занимающихся, а не на сбор с них денежных средств в пользу тренера или клуба (как в большинстве мест сейчас).

Но сразу возникает вопрос: а зачем тогда потом идти в традиционные восточные единоборства? Фактически же уже есть требуемые качества бойца-ударника, добавьте к этому борьбу в одежде для расширения арсенала и навыков работы на разной дистанции плюс партер, и - прекрасно! Скажете, боксеры получают на тренировках в голову и поэтому им не светит долголетие? А кто сказал, что в Старом Китае было как-то по другому? Может быть истории про толпы восьмидесятилетних Дедов-мастеров - это просто пример «ошибки выжившего»?

Но давайте оставим в стороне отвлеченное любомудрие - грекам, и попробуем разобраться в довольно непростом вопросе:

Что не так в тренировочном процессе массового традиционного ушу наших дней? Из-за чего мы не видим сейчас аналогов известных бойцов прошлых лет, типа Хо Юаньцзя и «Дадао Ван-у», не говоря уже об У-Суне и других легендарных персонажах улиньской среды.

Давайте попробуем сравнить известные нам особенности в тренировках современного традиционного ушу с тем, что мы знаем от старшего поколения о том, как занимались деревенским ушу ещё в прошлом столетии.

Довольно часто меня навещают различные практики ТКБИ с разных регионов нашей необъятной родины, а также из других мест постсоветского пространства и дальнего зарубежья. В беседах обычно делятся тем, как они занимаются, что делают... Это действительно интересно, потому что довольно любопытно посмотреть - как и чем люди живут в современной Улиньской среде. Если обобщить все собранные мною кусочки информации (она конечно достаточно необъективна, так как не охватывает весь круг занимающихся в русскоязычном пространстве), то можно выделить три основных раздела практики современного ушу:

1. Несомненно важнейшая часть современных тренировок - это длительная отработка одиночных формальных комплексов-таолу. Мы отдельно поговорим про эту важную составляющую практики ушу, однако необходимо отметить тот факт, что практика многочисленных таолу, разных школ и даже разных стилей, это явление уже нашего времени. Принято считать, что такой подход появился в ХХ веке и связан с деятельностью Центрального Института Гошу. Ректор института Чжан Чжицзян считал, что практика проработки разнообразных культур и манер движения позволит сделать более значительный скачек в развитии функциональных возможностей и гораздо более богатую культуру движения, нежели если вы будете практиковать таолу одного стиля, одно или больше. Чжан Чжицзян стоял за широкий охват в изучении, требовал от студентов изучения разных стилей - борясь тем самым с традиционной закрытостью старых школ, тренировки как комплексов, так и рукопашного боя, борьбы, боя длинным и коротким оружием. Так же ученики Института изучали кэндо и дзюдо, бокс и атлетику... И тут я не могу не процитировать Брюса Ли:

"Я не боюсь того, кто изучает 10 000 различных ударов. Я боюсь того, кто изучает один удар 10 000 раз!"

Неважно как бы к нему не относились бы поклонники традиционного ушу, он тут как раз поддерживает традиционную концепцию: лучше знать меньше - да делать лучше. Однако сейчас совсем не сложно встретить адептов ушу, знающих десятки и десятки таолу как без оружия, так и с самым разнообразным традиционным и экзотическим вооружением. А сколько из известного им арсенала приемов они уверенно смогут применить в бою? Вопрос - открытый.

Несомненно, часть вины за такую порочную практику лежит на наставниках, которые берут деньги за изучение каждого нового комплекса, однако нельзя забывать и учеников, их любовь к коллекционированию, стремление к новизне, да и устоявшееся мнение "кто больше знает форм - тот круче" нельзя скидывать с наших весов.

Как методика обучения, и об этом уже не раз говорилось, практика одиночных формальных комплексов-таолу очень удобна для массового обучения. Как показывает китайский опыт, так в строю можно обучать даже не десятки, а сотни занимающихся. А вот насколько при этом будет расти индивидуальное мастерство отдельно взятого ученика - уже больше будет зависеть от его природных данных, его упорства, наблюдательности, дотошности...

Отработка таолу с дао в строю
Отработка таолу с дао в строю

2. Другой важный элемент современной составляющей тренировки ушу - это различные практики цигун. О том, как в начале 20-го века появилось само понятие цигун, уже говорилось в отдельной статье. К сожалению большинство знакомых мне практикующих ушу - практикуют именно современный мягкий цигун или чжуангун, популярное сейчас "столбовое стояние", вместо своих изначальных методов внутренней наработки. А о внутренних методах традиционных стилей тоже говорилось в отдельной статье. Увы, часто китайские наставники просто по каким-то своим причинам не желают обучать сейчас старым методам нэйгун. Мне всегда это было непонятно, так как на мой субъективный взгляд, эти наработки - неотъемлемая часть практики ушу, без которой в принципе мы получим "мертворожденное дитя". Как-то сидя за пельменями у одного известного в наших широтах Мастера, я спросил его: Pourquoi ça? Почему он не обучает своих русских учеников стилевому нэйгун? При этом сам же неоднократно объяснял и показывал мне, а я никогда не просил у него учиться... Ответ был прост и незатейлив: А зачем? Им это ненужно.

3. Ещё одной составляющей современных занятий являются различные парные наработки. Хотя существует мнение что в современном традиционном ушу, в его рафинированном варианте, отсутствуют парные наработки, на сам деле - это не совсем так. Многие школы практикуют упражнения подобные туйшоу в тайцзицюань, ибо с одной стороны, они достаточно удобные и безопасные для занимающихся, а с другой, в некотором роде позволяют выявлять превосходство в уровне занимающихся. А еще - соревнования организовывать... Также широко распространены упражнения аналогичные чи-сао в стиле Винчун. Есть подобные и в багуачжан, и в мэйхуачжуан, в шаолиньском кулаке и в синъицюань ... Да где их только нет! Подобные упражнения ушу должны развивать координацию и баланс, силу и скорость, своевременность и точность, а главное - реакцию на действия противника, опираясь на тактильные чувства и ощущения, но не на визуальную информацию. Хотя это всего лишь подводящие упражнения, но в идеале они должны подводить ученика к свободному поединку. Кроме того, во многих стилях сохранились парные комплексы дуйлянь. Увы, редко где эти упражнения работаю с полной самоотдачей, с выработкой навыка нанесения максимальных повреждений оппоненту. Ведь это больно и неприятно, могут быть травмы или как минимум некрасивые ссадины и синяки, а завтра ведь надо опять в офис, где дресс-код и все такое... Ну, мы об этом говорили в предыдущей статье – про мотивацию у современных занимающихся ушу.

Кстати, что касается чи-сао.. По воспоминаниям современников, у Ип Мана было условно говоря три категории учеников:

Первая, это те кто уже чем-то тренировался и пришел изучать его систему, и он готовил из них инструкторов.

Вторая: молодежь типа вышеупомянутого Брюса Ли, которые пришли просто научиться драться!

А третья... К третьей категории можно отнести частные уроки ... бизнесменам, которым совершенно не хотелось махаться кулаками и соответственно получать по лицу, а вот покрутить чи-сао было интересно.

Но жизнь поменялась и сразу сместились акценты, но сейчас все крутят чи-сао, в надежде научиться драться... И из упражнения, подводящего к свободному бою, чи-сао превратилось в самоцель, даже соревнования сейчас проводят...по упражнению...

Пекинские тайцзишники отрабатывают парную технику
Пекинские тайцзишники отрабатывают парную технику

Но если мы послушаем воспоминания тех, кто занимался в начале 20-го века, их рассказы о том как тренировались они сами, их воспоминания о том, как тренировались их отцы и деды на закате империи Цин, также несложно выявить три неразрывно связанных составляющих тренировки. Однако они будут другими.

Традиционная статическая наработка, направленная на развитие целостности тела, силы, баланса и т.д.
Традиционная статическая наработка, направленная на развитие целостности тела, силы, баланса и т.д.

Первая составляющая направлена на развитие силы, внешней и внутренней. В первую очередь, это то, что называют - стилевой нэйгун. Сейчас многие ставят знак равенства между этим термином и понятием практика цигун, но это на самом деле ошибочно. Задачи нэйгун в первую очередь подготовить тело (сознание и жизненные силы), сделать его годным выполнять тот арсенал технических действий, который используется в вашей школе. Но - не только. Нэйгун - это еще и то наполнение, которое должно обязательно присутствовать в ваших движениях, в ваших действиях. Неважно, исполняете ли вы таолу или бьетесь на лэйтай. На мой взгляд, именно наличие или отсуствие нэйгун в тренировочном процессе - это важнейший критерий того, чем вы занимаетесь (подробнее о том, что такое нэйгун смотрим в этой статье). Кстати, китайские исследователи именно от него отталкиваются при разборе происхождения карате из Китая - ведь в современном карате и даже в Окинавских школах следов традиционного нэйгун не найдено. По крайней мере, я об этом не встречал упоминаний. Этот момент позволяет китайским товарищам заявлять о неполном, частичном обучении, во внешних вратах китайской школы тех японцев, что потом принесли свои навыки на острова. Но сейчас не об этом.

Японские бойцы перед тренировочным поединком
Японские бойцы перед тренировочным поединком

Второй важный аспект, который к сожалению часто отсутствует во многих современных школах (однако не везде), это постановка ударов на предметах. Это чаще всего мешок для ударов верхними конечностями и корпусом, набитый песком-шадай, это постановка ударов ногами по деревянным столбом, это постановка на столбах входов и так называемые упражнения типа "войти и опереться" (руками и корпусом), которые у нас сейчас ошибочно воспринимают за набивку для укрепления рук и прочих частей тела. Хотя какая набивка поможет от ударов мечом или топором?

Вышеупомянутая наработка
Вышеупомянутая наработка

Следующая составляющая - это парные наработки... Тут сказать нечего, не зря была поговорка, что к Учителю приходишь исправлять старое, изучать новое, но в первую очередь - оттачивать парную технику!

Отработка на тренировочных мечах в защитном снаряжении
Отработка на тренировочных мечах в защитном снаряжении

Если мы сравним три вышеупомянутых основных раздела практики современного традиционного ушу и три раздела старого деревенского, мы увидим что они не совсем идентичны, хотя есть много похожего.

В чем же разница тогда, а значит и причина того, что современную ушуист проигрывает? Почему раньше эти методы можно было использовать для бояи самозащиты? Об этом мы продолжим чуть позже.

Продолжение следует.

​ Дмитрий Моисеев, СПб - Петяярви, 2018

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц