Я выбрал не тот день, чтобы бросить смеяться от души.
Сегодня мы поговорим о фильме, который в 2010 году был включен в национальный реестр фильмов США как "исторически, культурно или эстетически значительный", а в 2012 году на голосовании, проведенном журналом Empire фильм был признан самой смешной комедией в истории кинематографа. Что ж, давайте разберемся, заслужил ли фильм эти дифирамбы.
В статье о фильме Голый Пистолет я уже упоминал трио писателей Дэвид Цукер, Джим Абрахамс и Джери Цукер. И в этот раз без них нам не обойтись. В 1977 году трио написало свой первый полнометражный фильм (Krntucky fried movie / солянка по-кентукийски), который не прошел незаметно, однако по сравнению с последующими работами авторов просто меркнет.
Итак, в 1979 году с готовым сценарием на руках и тремя(!) режиссерскими креслами началась работа над фильмом Airplane! (Аэроплан). Съемки заняли всего 34 дня
В 1957 году свет увидела серьезная картина "Час Зеро", а в 1980 году с целью посмеяться трио ЦАЦ (Цукер, Абрахамс, Цукер) взяли и практически дословно переписали сценарий фильма, под завязку набив его комедией.
Казалось бы, вопиющий случай плагиата! Однако сейчас о фильме Час Зеро вы, скорее узнаете, только потому, что Аэроплан это пародия на тот самый фильм. И удалась ли пародия? Определенно! Для американской комедийной сцены это был прорыв и нечто совершенно новое. Что уж говорить, фильм собрал 83 миллиона долларов в прокате, с бюджетов 3,5! По этому показателю в 1980 году фильм проиграл лишь трем фильмам: "Империя наносит ответный удар", "С девяти до пяти" и "Буйонпомешанные".
Секрет успеха фильма кроется в его беспринципности. Каждая фраза, произнесенная персонажами будет высмеяна, практически каждый объект в кадре будет использован для построения шутки.
На первый взгляд, звучит как описание фильма Голый Пистолет, но Аэроплан вышел на 8 лет раньше и стал точкой поворота для американского юмора и кинокомедии. Именно этот фильм установил планку и популяризовал абсурдную комедию.
Однако несмотря на все заслуги этого фильма, в глаза бросается тот факт, что это первая режиссерская работа Абрахамса с братьями Цукерами. Местами в сцене непонятно выдержана скорость. Например, в сцене, где 2 главных героя знакомятся, танец под одну песню продолжается почти 4 минуты, то есть всю песню! Конечно же, это не просто танец, а изобилующая нелепыми движениями и смешными ситуациями сцена на танцполе, но на протяжении 4 минут это все просто начинает надоедать. Лично я считаю, что так продюсеры просили выжать максимум из дорогой лицензии на популярную тогда песню.
В целом, фильм смотрится очень легко, поскольку комедий такого рода располагает зрителя к себе и на местами очень странную работу режиссера монтажа не обращаешь внимания. Нет, правда, иногда кадры следуют друг за другом так, что теряется восприятия пространства внутри сцены. Но тем не менее, это первый фильм(!) трио ЦАЦ и нужно отдать им должное, будучи второй раз в жизни на съемочной площадке, да к тому же на площадке с тремя режиссерами, работа выполнена на высоте!
В плане актерской игры фильм, увы, не является эталоном. Гиперболическая манера игры, свойственная таким фильмам, периодически переходит границы разумного и даже в условиях абсурда выглядит странно. Уж не знаю, была ли это режиссерская задумка, но Лесли Нильсен за весь фильм покажет нам около 2-3 эмоций, а оставшийся фильм будет с каменным лицом и интонацией рассказывать об обстановке и двигать сюжет. Кстати, именно с этого фильма началась карьера Лесли Нильсена, которого мы знаем. За более чем 20 предыдущих лет работы на телевидении и в кино, ему так и не удалось добиться значительного успеха, но Аэроплан стал поворотной точкой в карьере этого всеми любимого актера.
Остальные актеры играют сносно, к двум главным героям вопросов вообще никаких возникнуть не должно.
Сценарий прописан отлично. Он сделан так, что фильм смотреть интересно, но при этом, туда прекраснейшим образом вписывается абсурд и отовсюду фонтанирующее количество шуток. "У нас ЧП в кабине пилота. Что такое?? Это кабина в начале самолета, где находится команда пилота." Эта шутка появляется в фильме несколько раз, разве что с разными терминами. И каждый раз она заставляет смеяться, потому что зритель ее не ожидает, а так же становится смешно просто от того, что авторы решили пошутить так несколько раз.
Пожалуй, самой большой проблемой фильма является... Дубляж. Фильм изобилует каламбурами на английском языке, которые, казалось бы, невозможно перевести. Но опытные переводчики знают, что необязательно переводить каламбур слово в слово, можно и свою шутку написать. Однако, во времена российской озвучки этого фильма опытных переводчиков, видимо, было не так много. Для полного погружения и всецелого понимания юмора хороший уровень английского языка обязателен. Но даже на русском картина хоть и вызывает периодически вопросы к шуткам, но впечатления она не портит.
Фильм стал легендарным и вошел в историю кинематографа благодаря совершенно новому подходу в написании сценария (за который, кстати, фильм получил премию от гильдии сценаристов США) в режиссуре и в актерской игре. И все те недостатки, которые я перечислял выше на самом то деле и не вызывают вопросов. Ну, разве что, можно было в некоторых местах поаккуратнее склеивать кадры на монтаже, но я уже придираюсь.
Фильм разошелся успехом как среди критиков, так и среди самого обыкновенного зрителя, как, например, Вы или я. Аэроплан сыграл ключевую роль в популяризации нового типа юмора и только поэтому уже может считаться вехой в мировом кинематографе. Если вы не хотите иметь дыры в знании современной культуры, то прямо сегодня вечером приступайте к просмотру картины, ибо для ознакомления этот фильм ОБЯЗАТЕЛЕН.
А я пойду собирать материалы для новых выпусков.
Расскажите о статье друзьям и подписывайтесь на канал, впереди нас ждет еще много интересного!