Найти тему
AUTOGURU

Азот в колесах. Мнение производителя шин.

Накачивать азотом шины современных автомобилей модная услуга не только в нашей стране, но и во всем мире. Производители специализированного оборудования, к примеру, HOFMANN MEGAPLAN GmbH, называют два основных преимущества такой процедуры: увеличение ресурса шин и стабильное давление, в течение длительного периода вне зависимости от окружающей температуры. Работники сервисных станций в свою очередь "нашли" другие преимущества азота: снижение массы колеса в сборе, экономия топлива, взрыво- и пожаробезопасность, улучшение сцепления покрышек с дорожным полотном. В качестве, "весомых" аргументов приводятся факты применения азота в шинах спортивных болидов, самолетов и специальной техники.

Немецкий клуб автомобилистов ADAC обратился к одному из ведущих производителей шин в Европе с вопросом об актуальности использования азота в колесах автомобилей. Давайте разберемся в вопросе вместе с нашими коллегами из Германии.

Традиционно для наполнение автомобильных шин используется атмосферный воздух. Воздух - это естественная смесь газов, состоящая, большей частью, из азота на 78% и кислорода на 21%. Газовый коктейль "азот" в сервисе состоит из 95% азота и 5% кислорода.

Азот и ресурс шин. Воздух содержит кислород и водяные пары, которые окисляют сталь корда, старят резину и приводят к коррозии колесного диска, а азот - нет.

Стальной корд автомобильного колеса покрыт несколькими слоями резины и других материалов, которые надежно защищают покрышку. Что касается самой шины и колесного диска, то они подвергаются несравнимо большему губительному воздействию со стороны таких внешних факторов, как дорожные реагенты, атмосферные осадки, механическое воздействие и ультрафиолет.

Синим цветом отмечен слой стального корда современной автомобильной шины.
Синим цветом отмечен слой стального корда современной автомобильной шины.

Азот и стабильное давление. Азот в отличие от воздуха, вообще не расширяется, т.к. имеет меньший коэффициент теплового расширения, а значит давление в колесе будет неизменным.

Если воспринимать данное утверждение буквально, то оно, как минимум, противоречит некоторым законам физики. Если нет, то своя правда есть. Коэффициент теплового расширения азота и воздуха - 0.003672 K-1 и 0.003665 K-1 соответственно. При прочих равных разница в давлении в пользу азота составит неприличные 0,00025 атм., которую не сможет измерить обычный манометр.

Накачанная азотом шина вообще не сдувается. Диаметр молекулы азота больше, чем молекулы кислорода, поэтому азот труднее проходит через микропоры резины и шина теряет давление значительно медленнее.

И это правда. Размер молекулы азота равен 0,32 нм, а кислорода — 0,3 нм. Только разница эта совершенно незначительна. Немецкие специалисты экспериментально подсчитали, что покрышка, наполненная азотом, теряет давление на 0,01 бар медленнее, чем аналогичная покрышка с воздухом. При этом первые результаты были получены спустя 5 месяцев лабораторных испытаний! В случае повреждения шины, нарушения герметичности с диском или неисправности вентиля, давление будет потеряно одинаково быстро вне зависимости от того, что закачано внутрь.

Азот и пожаро- взрывоопасность. Азот — инертный газ, не поддерживающий горение.

Азот относится к V группе элементов периодической системы Менделеева и не является инертным газом. Он действительно не поддерживает горение и используется в авиации. Шины самолетов наполнены азотом, т.к. вовремя колоссальных термических нагрузок при торможении внутрь выделяются взрывоопасные углеводороды. Состав образовавшийся внутри самолётной шины не загорится, т.к. азот не сможет поддержать горение.

Азот и масса колеса. Масса азота в покрышке меньше, чем масса воздуха. Поэтому снижается неподрессоренная масса подвески, что увеличивает ресурс амортизаторов.

И это тоже правда. Азот легче воздуха, а равно колесо, наполненное азотом, легче аналогичного с воздухом. Но на поверку разница не превышает 10 гр.

Азот и нагрев колеса. Азот лучше отводит от покрышки тепло, чем воздух.

Этим утверждением нас попросту обманывают. Коэффициент теплопроводности кислорода 0,0269 Вт/(м•К), а азота - 0,0261 Вт/(м•К). Разница мизерная. Более того входящий в состав воздуха кислород лучше, чем азот, передает тепло от покрышки к диску, следовательно — охлаждает лучше.

Что касается королевских гонок Формула 1, то мы подробно ознакомились с техническим регламентом этих состязания и нашли следующее упоминание об азоте :

12.7 Tyre gases :
12.7.1 Tyres may only be inflated with air or nitrogen.

Колеса спортивных болидов могут быть заполнены только воздухом или азотом. Союз «или» в данном случае означает, что даже для гоночных болидов с их запредельными нагрузками на покрышки разработчики регламента никакой разницы между азотом и воздухом не делают.

На что только ни идут автомобилисты под натиском агрессивной рекламы и давлением "авторитета" работников сервиса.
На что только ни идут автомобилисты под натиском агрессивной рекламы и давлением "авторитета" работников сервиса.

Давайте будем откровенными. В большинстве заявлений производителей оборудования для накачки шин азотом и сервисов предоставляющих такую услугу есть доля правды. Но категоричность всех заявленных преимуществ, конечно лукавство и введение потребителей в заблуждение. Все преимущества азота настолько незначительны, что не перекрывают расходов на саму услугу, а ведь она стоит в 10-20 раз дороже, чем накачка традиционной воздушной смесью. Кроме вреда для вашего кошелька ничего плохого в итоге про азот сказать нечего.

Больше спасибо за прочтение статьи!
Если эта тема Вам интересна, пожалуйста, подпишитесь на канал и поставьте «лайк» статье.
Читатель помни, лайки и подписка прибавляют к вашей карме +100, снижают расход топлива и масла на угар!