Михаил Водопьянов был уроженцем города Липецк. Родился в 1899 году. Русский. В 1918 году вступил в Красную Армию. В Гражданскую войну служил обозным, помощником шофёра, шофёром. То есть в тыловых подразделениях. С 1922 года в запасе. Путь в авиации начался у него в 1925 году. В 1925-1928 годах работал авиамотористом и авиамехаником. В 1928 окончил школу "Добролёта", в 1929 году Московскую лётно-техническую школу. Участвовал в экспедициях по борьбе с саранчёй в Казахстане и на Северном Кавказе. С 1929 года работал на Дальнем Востоке в "Добролёте". "Добролёт" - это частная авиакомпания, существовавшая в СССР в 20-30-е годы. Совешал пассажирские перевозки. География его полётов неограничивалась только Дальним Востоком. Совершал он рейсы по всей стране. В Москву, Ленинград, Иркутск, Сахалин.
В 1933 году, совершая перелёт из Москвы на Камчатку, потерпел тяжёлую аварию в районе Байкала. Его бортмеханик погиб. Сам Водопьянов получил песколько переломов и тяжёлое сотрясение мозга.
В 1934 году принял участие в спасении "челюскинцев". Совершил тяжёлый 6000 км перелёт от Хабаровка до Чукотки. Из Анадыря трижды летал в ледовый лагерь "челюскинцев" и вывез оттуда 10 человек.
В 1936-1937 годах внес наибольший вклад в создание дрейфующей станции "Северный полюс-1". Особенностью изучения Арктики в СССР были так называемые "Высокоширотные воздушные экспедиции". Они предназначались для снабжения полярников и ученых. Причиной организации данных высокоширотных экспедиций были тяжелые условия севера и невозможность постоянного базирования авиации в тех местах. Поэтому полярную авиацию собирали в кулак в конкретном месте на конкретный промежуток времени (два-три месяца) для решения определенных задач. Название таких экспедициий состояли из слова "Север" и номера самой экспедиции. Таким образом, экспедиция по высыдке полярников на льдину носила название "Север-1".
Михаил Водопьянов в 1936-1937 годах совершил несколько полётов вокруг Земли Франца-Иосифа, а также отслеживал ледовую обстановку в Баренцевом и Карском морях. 21 мая 1937 года он совершил посадку на лёд, на бомбардировщике ТБ-3, на Северном полюсе, изпользовав при этом парашутный тормоз и все это было сделано им впервые. Так состоялась высадка полярников во главе с Отто Шмидтом и была создана первая в мире дрейфующая станция "Северный полюс-1". За этот подвиг Водопьянов получил Орден Ленина, что можно прировнять ко второй "Звезде Героя", так как звание "Дважды Герой Советского Союза" тогда не присваивалось.
Принимал участие в войне с Финляндией в качестве командира бомбардировщика ТБ-3. Совершил несколько боевых вылетов.
С началом Великой Отечественной Войны лично добился от Сталина отправки на фронт и назначения на должность командиром 81-й дальнебомбардировачной дивизией. Эта дивизия выполняло особое задание Ставки. В августе-сентябре 1941 года совершала авианалёты на Берлин! Водопьянов сам принял участие в одном из налётов, но во время возращения его самолёт разбился за линией фронта. Но экипаж выжил и смог вернуться к своим. После этого Водопьянов был снят с должности командира дивизии, по прячине больших потерь при вылетах, и продолжал полёты обычным лётчиком. Участвовал в бомбардировках Кёнигсберга и Гданьска. Как я думаю вины Водопьянова в больших потерях нет. Вылеты на Берлин совершались из Прибалтики на пределе возможностей самолетов. Большинство потерь были по техническим причинам.
С 1942 года командует авиадивизией, занимавшейся доставкой снабжения для партизан за линию фронта. В 1943 году попал в тяжелую автомобильную аварию. После выздоровления, был отправлен на Казанский авиазавод, контролировать производство бомбардировщиков.
В 1946 году уволен в запас в звании генерал-майора. В 1948 году участвовал в высокоширотной экспедиции "Север-2" по организации дрейфующей станции "Северный полюс-2". За это был представлен ко второй "Звезде Героя", но не получил её из-за секретности экспедиции. Таким образом Михаил Водопьянов мог бы стать "Трижды Героем".
Ещё один интересный факт - у Михаила Васильевича было семеро детей. Так что он и в демографию внес существенный вклад :)
В 50-е годы рабол полярным лётчиком. После выхода на пенсию занимался литературной деятельностью. Умер в 1980 году.
Слава Герою!!!