Любое аудио, созданное композитором для использования в коммерческих целях, имеет свою лицензию на право использования. В договоре на передачу этого права всегда прописывают:
- Регион использования (по всему миру или в отдельно взятой стране)
- Способ распространения (ТВ, радио, интернет и т.д.)
- Время действия (определенный период или бессрочно)
Таким образом, договор четко определяет правила использования какой-либо композиции в коммерческих целях. Кроме того, закон четко определяет, что такое «лицензионная музыка», почему за ее использование нужно платить и что бывает с теми, кто платить не хочет – не заключает договор на получение права использования или его нарушает.
Юридические и репутационные потери
Для начала определимся с понятиями.
Лицензионная музыка – это та музыка, право на распространение, копирование или использование которой вам дал обладатель – автор или звукозаписывающий лейбл. Соответственно нелицензионная музыка, используемая без получения права от автора, является попросту пиратской. В первом случае автор или лейбл законно получают деньги за использование своего «детища», во втором же их просто фактически обкрадывают.
Вопросами авторского права и его нарушения в РФ занимается Гражданский кодекс. По закону, в случаях нарушения исключительного права на свои произведения правообладатель может не только требовать прекращения нелегального использования своей интеллектуальной собственности, но и возмещения убытков.
Размер компенсации оценивает суд: ее размер может составлять от десяти тысяч до пяти миллионов рублей. В некоторых случаях, компенсация равна двухкратному размеру стоимости права использования произведения.
В любом случае, использование нелицензионной музыки – серьезное административное нарушение, которое повлечет за собой судебное разбирательство и штраф.
Исключением является использование лицензионной музыки, которую автор сам предоставляет бесплатно – по лицензии Creative Commons. Однако и тут есть исключения: многие из таких треков нельзя использовать для коммерческих проектов или как-либо изменять. Кроме того, в данном случае речь не может идти о какой-либо уникальности – до вас одну и ту же композицию могли использовать многократно.
Для коммерческого продукта это не слишком подходит – может вызвать ассоциации с другим брендом, и не будет работать на ваше имя.
Помимо серьезного административного наказания, существуют так называемые репутационные потери – то есть ущерб имиджу бренда, который паразитировал на чужом труде. От такого урона с трудом оправляются даже крупные и уважаемые бренды, а небольшие компании он может полностью уничтожить. Использование нелицензионной музыки ударит по имиджу компании сразу по нескольким фронтам и испортит впечатление о ней и у клиентов, и у конкурентов (которые точно не упустят своего) и у партнеров. Информация о подобном поведении бренда распространится очень быстро, и украденная композиция вполне может обернуться порчей репутации или даже полной потерей бизнеса.
Лицензионная музыка – единственный выход
Использование чужой лицензионной музыки в коммерческих целях грубо нарушает авторское право. Каким бы эфемерным оно не казалось – использование результатов чужого труда для собственного обогащения это банальное воровство, преследуемое по закону. Для качественного коммерческого продукта единственным приемлемым путем является приобретение лицензионной музыки. Это честно, законно и позволяет создать или выбрать уникальную композицию, которая подойдет именно вашему проекту.
Если вы хотите делать честный, качественный и классный контент – покупайте треки на музыкальных стоках или заказывайте написание музыки у композитора – не будьте жуликом ;) Мы в Аудио-Реклама.ru за честный и добросовестный подход и достойную оплату создателям аудиоконтента.
Любая аудио или видео продукция, изготовленная для использования в коммерческих целях и содержащая внутри себя музыкальные композиции, должна иметь лицензию на право использования каждой такой композиции в коммерческих целях с указанием региона использования (Россия, мир, Интернет и т.д.), способа распространения (ТВ, радио, интернет, локальное размещение), время действия и так далее. Использование продукции без лицензий на музыкальное сопровождение ведёт не только к репутационным потерям, но и к судебным разбирательствам по факту кражи предмета интеллектуальной собственности.
Материал подготовлен Аудио-Реклама.ru