Издревле люди меняли избыток одних товаров на те, в которых испытывали нужду. Даже в самые мрачные времена человеческой истории отчаянные храбрецы, желающие разбогатеть, снаряжали караваны, чтобы перевезти диковинные ценности через половину мира. В дороге их поджидали непогода и разбойники, но торговцы все равно шли через пустыни и моря из Франции в Палестину, из Индии в Грецию.
Ниже список основных экономических маршрутов, которые использовали купцы в Средние века.
Янтарный путь
Одно из старейших направлений международной торговли в Европе. Как ясно из наименования, конечным (или начальным) пунктом данного пути являлась Прибалтика. А основным товаром – янтарь.
Дорога торговцев, решивших заработать на продаже даров Балтийского моря, пролегала по европейским рекам. Начав путь в одном из портов Адриатического моря, торговый караван медленно продвигался на север по Рейну, Висле и их притокам. Часть пути, естественно, приходилось преодолевать по суше.
Добравшись до балтийского побережья, купцы закупали или выменивали у местных племен янтарь, а затем возвращались обратно в одном из нескольких направлений. Африканцы и итальянцы шли той же дорогой, греки спускались по Дунаю, иранцы двигались к Оке и Волге, по которым спускались к Каспийскому морю.
Волжский путь
Эта дорога шла из государств Скандинавии и Балтии в среднеазиатские ханства и эмираты. Путь купцов лежал через Северо-Восточную Русь, земли народов Поволжья и Хазарского каганата.
В те годы это был один из самых удобных и безопасных путей для торговцев. Практически все время купцам приходилось плыть по реке и Каспийскому морю. Совершая небольшой пеший переход только у истоков Волги.
До эпохи крестоносцев и европейского завоевания земель Палестины это направление было главным в торговле между Европой и Средней Азией. Кстати говоря, русские княжества неплохо заработали, выступая посредниками между Западом и Востоком.
Дорога из варяг в греки
Еще одним важным торговым направлением, проходившим через русские земли, был речной путь из Прибалтики в Византию. Дорога проходила по Неве, Волхову, Днепру и другим рекам и озерам.
Очень долго именно это направление было главным в торговле между Северной и Южной Европой. Именно расположение вдоль этого пути позволило Новгороду и Киеву стать самыми богатыми восточнославянскими городами и центрами притяжения экономических ресурсов.
Кстати, нередко эта же самая дорога использовалась норманнами и славянами для военных походов к византийским границам.
Великий шелковый путь
Самое знаменитое торговое направление - из Китая в Рим через Персию, Парфянское царство и Ближний Восток. Великий шелковый путь – тысячи километров пустынь, гор, лесов. Ежедневная опасность и десятки разбойничьих племен, желающих присвоить дары Востока. Но, в конечном итоге, это богатства дальних стран, диковинные товары и золото.
Великий шелковый путь обходил Каспийское море через предгорья Кавказа на юге и Поволжские степи на севере, вовлекая в торговлю огромное количество стран и территорий.
Больше десяти веков эта дорога была основной торговой магистралью для всех цивилизованных миров.
Кризис использования этого направления случился на исходе первого тысячелетия нашей эры. Война персов и византийцев нанесла существенный урон торговле. Воюющие страны постоянно блокировали и грабили караваны, похищали золото и товары, желая навредить таким образом вражеской экономике.
Постепенно торговля Востока и Запада ушла в более безопасные восточно-европейские реки.
Частично Великий Шелковый путь был восстановлен во времена монгольского владычества, но золотое время торговли здесь ушло безвозвратно.
Левантская торговля
Восточное Средиземноморье издревле славилось своими торговыми традициями. В Античности здесь царствовали финикийцы, которые на своих торговых судах добирались до Рима и Испании.
С гибелью Римской империи и покорением Святых Земель арабами купцы на этом направлении стали испытывать определенные сложности. Руководствуясь религиозными предрассудками и арабы, и византийцы, и европейцы устанавливали для иноверцев невероятно высокие пошлины.
Впрочем, даже грабительские налоги не могли отпугнуть торговцев. На запад снаряжались караваны со специями, фруктами и тканями. На восток плыли суда, нагруженные мехами, лесом, пенькой, дегтем и золотом.
Стабилизировалась торговля во времена крестовых походов. Крестоносцы, вынужденные выживать во враждебном мире, лояльно относились к купцам всех религий и сами не гнушались обменивать дары Земли Обетованной на монеты.
Левантская торговля позволила возвыситься итальянским городам-республикам, что, в конечном итоге, спустя несколько столетий запустило эру Великих географических открытий.
Северный морской путь
Торговля в северных европейских морях почти 500 лет определялась Ганзейским союзом. Это была одна из самых влиятельных торговых организаций, объединявших несколько десятков крупных портовых и ремесленных городов Европы. Ганза даже организовывала собственную охрану торговых путей в северных морях от пиратов.
В лучшие годы в Ганзейский союз входило 130 участников. Ганза стала прообразом множества торгово-экономических компаний Нового времени и современности.
Фактически именно это объединение дало мощный экономический толчок развитию Северной Европы. Благодаря Союзу расцвели Нидерланды, Германия, Бельгия и Швеция.
С течением времени, изменением границ государств и в результате технического прогресса некоторые торговые направления исчезли. Но часть из них действует и сегодня. Правда, уже немного в другом виде. Так по Балтике идет газ и нефть в Германию, Францию и Скандинавию. Сухогрузы по-прежнему совершают многодневные переходы в Средиземном море. А через среднеазиатские пустыни тянутся линии железнодорожных путей.
Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк ( 👍 - палец вверх), делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите наш проект, подписывайтесь на наш канал и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас.