Найти в Дзене
ru-memorials

Минный тральщик на горе

В городе Туапсе на улице Морской посреди домов на крутом склоне горы стоит старый морской тральщик типа Я-5.
Интересно, что он него до моря по прямой всего 340 метров, но высота памятника над уровнем этого самого моря - 36 метров.
Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охраны нет.
Состояние памятника - уставшее.

Дата съёмки - 14 сентября 2017 года.
Дата съёмки - 14 сентября 2017 года.
Минный тральщик МТ-102.
Спущен на воду в 1944 г.
Учавствовал в тралении мин в портах Болгарии, Румынии, Новороссийске и Туапсе.
В восстановлении и реконструкции принимали участие группы 059 и 102.
-2

Под группами, судя по всему, понимаются студенческие группы расположенного рядом Туапсинского гидрометеорологического техникума.
Год реконструкции не указан.

-3

Оригинальный тактический или серийный номер корабля неизвестен и заменён (вероятно) на номер учебной группы реконструкторов.
Получилось обозначение МТ-102 (Минный тральщик 102).
Тральщиков типа Я-5 с таким номером не существовало.
Они все имели следующие буквенные индексы (к которым добавлялись номера): КЭМТЩ, РТЩ, Я, МК и КТ.
Иногда катера переименовывались и перенумеровывались, но катера с названием МТ-102 среди типа Я-5 никогда не существовало.

-4

Катера со стальным корпусом типа Ярославец (Я-5) строились в 1942 - 1945 годах на заводе №345 (п/я №88, ныне Ярославский судостроительный завод).
Полное водоизмещение: 23.4 т., длина: 18.71 м., максимальная скорость: 10 узлов.
Первоначально они шли в двух вариантах - миномётные катера и тральщики.

Миномётные катера несли на рубке и корме пулемёты ДШК, а на носу пусковую установку М-8 с двадцатью четырьмя направляющими для 82-мм реактивных снарядов М-8.
Выпущено было 35 миномётных катеров Я-5.

В варианте Тральщика пулемёт ДШК ставили на носу, а на корме размещали крепление для контактного трала.
Тральщиков сделали 33 штуки.

В дальнейшем некоторые миномётные катера переделывались в тральщики и наоборот.

Несколько катеров типа Я-5 сохранились до наших дней.
Помимо этого, стоящего в Туапсе, такие катера есть в Таганроге (КЭМТЩ-772, набережная) и Киеве (МК-4, яхт-клуб у острова Водников, очень грустное состояние).

Ещё один должен быть в Новороссийске, но, кроме одной старой мутной фотки, размноженной миллионом репостеров, других упоминаний о нём нет.
Номер так же неизвестен, как и настоящий номер МТ-102.
Кто-нибудь видел такой катер в Новороссийске или знает куда он делся?
А может именно его перетащили в Туапсе и он уже перед нами? :)

-5

Стандартным двигателем большинства катеров типа Я-5 был четырёхтактный рядный дизель М-17 мощностью 75 л.с.

-6

Носовая оконечность катера, носовые киповые планки, кнехт (один рог сломан), флагшток и якорные клюзы.

-7

Якорно-швартовочный горизонтальный шпиль (брашпиль).
С его помощью поднимали и опускали якоря, а так же швартовались к берегу.

-8

Стоящий "на грунте" якорь Холла символизирует вечную стоянку боевого корабля.

-9

Для своего возраста в 70 с лишним лет и уличных условий хранения, катер МТ-102 сохранился очень хорошо.

-10

...больше фото и деталей...
Где находится:
Точка на Yandex
Понравилось? Ставь лайк и поддержи меня!