Найти тему
Дом там где сердце

На 5 знаю только Я, а вы максимум на 2 с плюсом.

Эта история произошла в образцовой советской школе и участницей этой истории стала гордость школы и района, заслуженный учитель Лариса Михайловна. Преподавала она в школе английский язык, была на хорошем счету у руководства и у родителей, ее постоянно награждали, хвалили и одаривали презентами родители. Родителей Лариса Михайловна делила на две категории: полезные и бесполезные. Полезные могли что-то ей достать (времена советского дефицита) и она с ними была мила и доброжелательна, а с бесполезных брать было нечего и относилась она к ним презрительно-снисходительно. Отношения с родителями она переносила на детей. Многие родители из кожи вон лезли, чтобы ей угодить и она не задирала детей в школе.

Прямо скажем, дети ее не любили, искренне не любили, чувствовали ее фальшь и предвзятость. Да и методы ее преподавания оставляли желать лучшего. При этом сама она о своих способностях была весьма высокого мнения. Коронная фраза, которую она любила повторять: "На 5 знаю только Я, а вы максимум на 2 с плюсом".

Дети в школе разные, кто-то более одарен, кто-то менее. И вот в очередном классе появился мальчик, способный, старательный, но из категории "бесполезных", из небогатой семьи, где мать одна поднимала троих детей и работала на заводе ( я писала о ней а заметке Баба Нина). И как-то сразу Лариса Михайловна невзлюбила этого паренька, старалась его всегда уязвить, обозвать, так было в 5, 6 и 7 классе, когда они сталкивались только на ее предметных уроках. Паренёк учился и цеплялся за знания, он действительно грыз науки, зная что в жизни он сможет устроиться только благодаря своей голове. А в 8 классе Лариса Михайловна стала классным руководителем класса, где учился мальчик и тут уж она развернула настоящую травлю. Обзывки, обидные прозвища, сплетни, записи в дневнике и приводы к детектору, методы были не очень педагогичны, но кто мог плохо подумать на заслуженного педагога, тем более мальчик из не очень благополучной семьи, рос без отца. Руководство школы держалось в стороне и на ситуацию никак не влияло, родители, которым дети дома рассказывали о происходящем, тоже молчали и не вмешивались, так как опасались за своих детей. Мать мальчика побеседовала с директором, ей сообщили что все не так как говорят дети, администрация школы в курсе, а учитель опытный и уважаемый педагог, так и ушла она ни с чем. А тем временем Лариса Михайловна расходилась в своей безнаказанности все больше, она стала распускать среди педагогов слухи, что мальчик плохо влияет на одноклассников, крадёт у школьников мелкие вещи, мальчика взяли на учёт в милиции и это пятно обещало испортить репутацию парню. Ситуация накалялась. В один весенний день во время классного часа Лариса Михайловна решила провести дополнительную проверочную работу по своему предмету, надо так надо, ученики послушно уселись начали места и приготовили листочки. Под диктовку учителя писали словарные слова. Мальчик закончил первым, поднял руку, педагог пригласила его к доске, требовательно протянув холеную, наманикюренную руку унизанную кольцами за листком с заданием. Мальчишка протянул ей лист и она, не скрывая злорадства на лице разорвала листок даже не читая. Класс замер, все оторвались от свои листков и уставились на педагога. Она чеканя каждое слово начала свою речь : "Разве ты не знаешь, что выскочек никто не любит? Хочешь казаться лучше других?"

Парень не поднимая глаз на учителя спокойно ответил: " Я выполнил задание, вы его разорвали даже не посмотрев".

"Никто, кроме меня в этой школе не знает английский" - верещала Лариса Михайловна. "На 5 знаю только Я, а вы максимум на 2 с плюсом".

"И что там смотреть, что такая серость и посредственность как ты может написать. Что ты знать можешь. У тебя же дебилизм написан на лице"

С этими словами она встала, подошла к парню и стала ходить вокруг него, тыкая пальцем на его одежду и лицо. Ее уже трясло от собственной ненависти и она в очередном обвинительном порыве дернула парня за рукав рубашки. Рубашка была не новой, но добротной, мальчишка, чтобы не обременять уставшую мать дополнительной работой сам ее ежедневно стирал и гладил и в школе он всегда был чист и наглажен, но самое примечательное в этой рубашке было то, что она была Единственной. Не мог мальчик требовать для себя, когда есть ещё двое младших и мать с утра до ночи на работе. И вот Лариса Михайловна дёргает за рукав этой рубашки и ткань с треском рвется под ее ногтями.

Класс объединил единый выдох. И было в этом выдохе одновременно и сожаление и осуждение и протест. Мальчишка покраснел и выбежал из класса.

Остальные ребята сначала неуверенно, затем все больше укрепляясь в том, что поступают правильно, вставали со своих мест, порвали свои листки с заданием и демонстративно положили их на учительский стол, а затем все покинули кабинет несмотря на громкие протесты и угрозы Ларисы Михайловны. Этот единый порыв сплотил и без того дружный класс и они, во главе со старостой, направились в кабинет директора.

От целого класса директор отмахнуться уже не смог, тем более ребята написали письмо в райком комсомола с просьбой разобраться, пришлось вникать в ситуацию. Всячески пытались замять этот неприятный инцидент, учителя обязали извиниться перед учеником, но не на линейке перед всей школой, как просили дети, а перед классом и компенсировать стоимость испорченной вещи (хотя деньги во времена дефицита были не так важны как сама вещь, которую трудно достать). Семья парня отказалась принять деньги, он заработал их сам, после занятий помогая матери и подрабатывая штукатуром с матерью.

Лариса Михайловна как ни в чемне бывало продолжила работать в школе с детьми и работала там очень долго, я сама у нее училась. Она не изменила своего отношения к людям, хотя к ней многие относились менее уважительно. Финал ее жизни был неутешительным и грустным, муж-профессор умер, старшая дочь сильно выпивала и пропала неизвестно где, а сын перестал с ней общаться из-за ее козней в адрес невестки и осталась она один на один с миром. Она перестала за собой следить и долго ходила по поселку собирая бутылки и банки от пива. Когда ее встречали, ее безумный взгляд говорил сам за себя, да и не узнавала она никого, она даже не всегда могла найти свой дом и однажды замерзла на лавочке возле чужого подъезда.

А мальчик, он выучился, закончил школу без троек, отучился в языковом ВУЗе, у него была способность к изучению языков, затем получил второе образование-программист и в 90-е уехал по приглашению а Англию, где долго жил и работал. Сейчас он проживает с женой и ребенком в Америке и помогает своим родственникам и их семьям здесь.

Берегите себя и своих близких.

Спасибо что читаете.