Вывод, призыв или вопрос
Структура статьи как Отче Наш: как писать вводную знают все, но заключение – единицы. Над лидом и вводной автор может работать до нескольких часов, а заключение – мучительно выдавливать из себя в надежде, что читатель устанет и не заметит плохой работы.
Признаюсь, раньше я тоже не заморачивалась с заключением – писала, на что хватает сил. Но толковые книги и работа с правильными редакторами выбила из моей головы утверждение, что заключение никто не читает. Читает, ещё как читает.
Цель заключения
У заключения есть цель. А какая она – автор определяет ещё у себя в голове на стадии зарождения текста. Или в процессе редактирования.
Закончить статью можно по-разному. Но сначала табу: никогда не пересказывать материал.
Что писать в заключении
Итак, чем же закончить лонгрид или короткий текст.
Написать:
Факт. Который перевернет картину статьи с ног на голову. Это может быть неожиданный противоречивый факт, но реальный. Выдумывать и вводить читателя в заблуждение не надо. Можно просто показать ему, что есть противоположная точка зрение на тренд или проблему в статье, и дать пищу для размышлений.
Этот факт разворачивает читателя в сторону статьи и как будто заставляет прочитать её снова.
Факт – как гирька на подкрученных весах. Ставишь килограммовую на весы, а подкрученные тебе 800 граммов вместо 1000 выдают. И ты начинаешь сомневаться.
Прогноз. Описать, что произойдет или будет происходить после случившегося в статье. Это может быть мнение автора или экспертов – что они предвидят по этому вопросу. Тогда нужно узнать, что думают эксперты по вопросу, теме статьи заранее.
Прогнозы могут быть разными.
Вывод. К чему приведет то событие или тренд, о котором вы рассказали.
Инструкцию. Мне нравятся концовки статей в Т—Ж: краткие, ёмкие, чёткие инструкции. По делу.
В инструкции идет обращение к теме статьи и кра-а-аткая выжимки из неё, без подробностей.
Просто: что сделать, чтобы *тема материала*. И так по пунктам:
1. Бла-бла-бла.
2. Туц-туц-туц.
3. …
Резюме. Это то, что следует из материала. Резюме подходит для концовки логнрида, в котором легко запутаться и даже что-то по ходу чтения забыть.
Вот пример
Закольцовывание. Это возвращение к началу истории и подача этой истории в новом свете.
Мне понравился пример из «Настольной книги журналиста» Колесниченко. Вот он:
Обратите внимание, что закольцовывание – не пересказ. Это возвращение к термину в начале материала и его подача под новым соусом. Термин – тот же, только история уже другая.
Призыв. Что-то сделать. Это 100% концовка продающего текста или другого, который преследует четкую цель – заставить читателя что-то сделать: перейти по ссылке, позвонить, прийти на митинг, купить, прочитать.
Цитата. Известного человека, эксперта или собственная, если автор соответствует одному из определений.
Концовка для социальных сетей
В соц. сетях немного другие законы. Если блог ВКонтакте или Инстаграм, а может, на другой площадке, закончить статью можно или нужно по-другому. Например:
Задать вопрос. Он может быть каким угодно: открытым или закрытым, безобидным или провокационным. Это может быть один вопрос или целый ряд.
Покажу на примере:
Открытый вопрос: «Как считаете, к чему придет пенсионная реформа?»
Закрытый: «Согласны с утверждением о том, что пенсионеры…?»
Попросить. Можно просить читателя, о чем угодно – поставить лайк или рассказать о своем любимом блоге, если статья была об этом или к этому привела.
Призвать. Тоже что-то сделать. Если смысл вашего послания в целевом действии, то призыв – верный способ это получить.
Отдельное концовки вообще может и не быть. Вместо неё может стоить предложение-точка, как в этой статье на Меле.
Что именно писать в заключении
Заключительная часть статьи может быть какой угодно. Чтобы не прогадать с заключением, нужно решить, какая цель у статьи: вызвать на эмоции, заставить задуматься, сделать целевое действие - прокомментировать, перейти по ссылке или подписаться.
Цель рождает заключение. И, прежде чем писать "Выводы", решите, чего вы ждете от читателя.
Что он должен сделать после прочтения материала. Об этом и напишите.