55,5K подписчиков

Четыре известные арии, от которых вы точно прослезитесь

8,8K прочитали

В сущности , большинство оперных сюжетов - это смесь бразильского сериала и криминальной хроники на ТВ. В них всегда кто-то умирает разными способами или кого-то убивают. Так что повод всплакнуть всегда найдётся.

Если оставить в стороне совсем уж запредельно душераздирающие сцены (как в "Чио-чио-сан", где главная героиня завязывает своему ребенку глазки, чтобы он не видел, как она сделает себе харакири),

В сущности , большинство оперных сюжетов - это смесь бразильского сериала и криминальной хроники на ТВ. В них всегда кто-то умирает разными способами или кого-то убивают.

то можно составить такой вот короткий список из самых популярных и самых трогательных оперных арий.

1. Ария Канио из оперы "Паяцы" Леонкавалло

Представьте себе ситуацию : вы - актёр, и только что своими ушами слышали (ттт), как ваша жена говорит малознакомому парню - "Сегодня ночью я буду твоей!". При этом вечером у вас спектакль (причём, комедия), в котором Коломбина (роль которой играет как раз ваша жена) говорит по сценарию Арлекину те же самые слова: "Сегодня ночью я буду твоей!" . А вы играете в этой комедии как раз роль рогатого Паяца, мужа этой Коломбины. Где тут жизнь, а где театр? Очень легко перепутать.

И ничего удивительного, что ревнивый Канио прямо на сцене (уже не по сценарию) закалывает обоих: жену и её несостоявшегося любовника. После чего, с окровавленным стилетом в руке, объявляет ошеломлённой публике сакраментальное: "La comedia è finita!"

Эту арию Канио поёт перед самым спектаклем. Играть роль обманутого женой дурака Паяца - это сыпать соль на кровоточащую рану в сердце. Но придётся. Публика ждёт.

Рыдания и хохот в этой сцене породили множество пародий на оперные мелодрамы. Но всё равно - мало кому смешно, когда бедный Канио поёт свою наполненную отчаянием арию.

Тем более, если знать, что сцена с этой арией из американского фильма "В первый раз" ( "For the first time") была последней съёмкой в жизни прекрасного Марио Ланца. Он умрёт спустя полтора месяца.

2. Ария Каварадосси из оперы Пуччини "Тоска"

Каварадосси - это молодой художник, который нечаянно запутался в политических интригах, причем настолько серьёзно, что оказался в тюрьме со смертным приговором. Он, конечно, влюблён - в прекрасную певицу по имени Тоска. Тоска пытается его спасти, но он об этом не знает и предаётся отчаянию в своей тюремной камере. Он измучен пытками, и наутро его должны расстрелять. Ни смерть, ни боль, ни ужас неизвестности не пугают Каварадосси так сильно, как то, что никогда больше он не обнимет свою любимую Тоску!

Если вы окажетесь настолько хладнокровны, что вас не проймёт это тихое дыхание скрипок и одинокий голос кларнета, прочитайте текст этой арии. И уж по крайней мере ком в горле вам будет обеспечен.

И сияли бы звезды,
И земля бы благоухала,
И скрипнула бы калитка в саду,
И шаги бы ее ласкали песок.
И вошла бы она, как цветок, благоухающая,
И упала бы в мои объятья..
О какими же сладкими были бы поцелуи, и нежными ласки!

Йонас Кауфман.

3. Ария Ивана Сусанина из оперы Глинки "Жизнь за царя".

Это единственная ария Сусанина в опере.

Он поёт её в ночь перед смертью. Скоро наступит рассвет, и поляки поймут, что им суждено сгинуть в этих костромских болотах по замыслу русского мужика. Расправа их будет ужасной.

Тут нет характерного итальянского надрыва. И никакого патриотизма с героизмом тоже. Простое выражение человеческой смертной тоски, когда знаешь, что другого пути нет и всё, что остаётся - помолиться.

Ты взойдешь, моя заря.
Взгляну в лицо твоё.
В последний раз взгляну...
Настало время моё!

Заключительный раздел этой арии в исполнении заслуженного советского баса Марка Рейзена.

4. Ария Виолетты из оперы Верди "Травиата"

Эта ария тоже предсмертная. Вообще, в операх это лучший момент, чтобы спеть арию, и ни один композитор не упускает этой возможности.

Куртизанка Виолетта Валери умирает от чахотки в полном одиночестве. Её мечта о простом человеческом счастье с любимым разбита.

Вся мишура этой жизни осыпается в такую минуту. К тому же у Виолетты просто нет сил. Её ария - это такая траурная тень вальса.

Анна Нетребко в зальцбургской постановке 2005 года.