«Паранойя первого уровня: "Закрыл ли я дверь в квартиру?". Паранойя второго уровня:
"Я закрыл дверь. Но могу ли я себе доверять?». Действительно ли мы можем себе доверять? Наше восприятие, мышление и поведение подвержено когнитивным искажениям, многие процессы происходят бессознательно, даже свои решения мы осознаем после того как мозг уже отреагировал и произвел необходимые действия. И как в таких условиях можно полагаться на собственную непредсказуемую личность?
Возможно, стоит довериться миру, ведь «миллионы леммингов не могут ошибаться». Но мир строится по таким сложным законом, которые мало того, что плохо изучены, так еще и выстраиваются такими же несовершенными сущностями, как мы сами.
Порой хочется никому не доверять, закрыться в собственной слабо контролируемой, но такой знакомой личности. Мир небезопасен, ничего полезного в себе не несет, доверять ему далеко не самое разумное решение. Наконец мною выбран оптимальный способ взаимодействия с миром. Правда запас продуктов закончился и надо бы вызвать сантехника починить кран, а завтра нужно ехать на работу… Как же можно быть уверенной в том, что в магазине не будет зараженных кишечной палочкой продуктов, сантехник починит кран, но не сломает его, а у водитель автобуса не наступит помрачения сознания?
Очевидно, что идея полного недоверия миру (читай, полной изоляции) заведомо нежизнеспособная. Человек вынужден взаимодействовать с другими, не пребывая в постоянных сомнения о добросовестном выполнении ими определенных функций. В противном случае, путь к неврозу такому человеку обеспечен. Но ведь есть ситуации, когда излишнее доверие вредит человеку. Он может стать жертвой мошенников, попасть в жизнеопасную ситуацию, столкнуться с предательством. В действительности никто не застрахован от риска. Чем больше открытость, тем больше риск. В экономике известна связь большего потенциального риска с большим потенциальным доходом. В некотором смысле его можно применить и к личным отношениям. Можно столкнуться с предательством, но и приобрести верного друга, а можно попасть в ситуацию обмана со стороны партнера, но и испытать сильное взаимное чувство. Какой выбор должен сделать человек?
В процессе жизни человек накапливает опыт взаимодействия с миром. Он формирует оптимальные (или не очень) модели поведения в определенных ситуациях, адаптируется к условиям жизни в конкретный момент времени. Формирование доверия к миру проистекает из формирования представлений о собственных возможностях в нем. К условиями возникновения доверия к миру можно отнести безопасность (надежность, ощущение возможностей для удовлетворения собственных потребностей) и полезность для человека (значимость отдельных его аспектов, наличие желаний). Человек постепенно осознает возможности мира для себя, и его доверие формируется с процессе познания жизненных закономерностей и возможностей вписать себя и свои потребности в них. Потеря доверия к миру может происходить при изменении привычных ситуаций, потери привычного смысла. Мир становится непонятным и даже враждебным. Требуется время для формирования новых стратегий поведения и адаптации к новым условиям, тогда доверие миру снова возвращается. Уровень доверия мира постоянно корректируется с получением отрицательного опыта. Для многих кажется смертельно несправедливым перестроение собственных установок относительно какой-либо ситуации или человека. Хочется раз и навсегда определиться в отношении кого-либо и доверить ему свою судьбу. Но доверие не означает предоставления всей ответственности за собственную жизнь стороннему субъекту. Доверие – это скорее уверенность в собственном понимании и предсказуемости мира до определенного предела.
Доверие миру невозможно реализовать без доверия себе. Доверие себе – это не только осознание собственных желаний, потребностей, но и возможностей реализации себя в мире в текущих условиях, с пониманием закономерностей функционирования последнего. При изменении ситуации, и прекращения работы привычных стереотипов действия доверие в миру теряется, но и к себе тоже – ведь найти в себе ресурсы для преодоления трудностей не всегда получается быстро.
Степень доверия миру можно соотнести со стилем привязанности, сформированном в раннем детстве. В общем виде существует два стиля привязанности – основанный на уверенности и основанный на неуверенности. Дети, растущие в условиях уверенности, что взрослые всегда удовлетворят их потребности (родители вернуться, когда это необходимо, обеспечат нужный уход), формируют и во взрослом возрасте привязанности этого типа. Если взрослые, ухаживающие за ребенком ненадежны, то привязанность формируется на основе неуверенности. Привязанность на основе неуверенности может развиваться по стратегии тревожности и по стратегии избегания. Если привязанность на основе неуверенности сочетается с тревожностью, то такой взрослый пытается цепляться за объект привязанности намертво (изводит ревностью партнера, тяжело переживает расставание). У людей, имеющих привязанность в сочетании с избеганием, имеется склонность не привязываться вообще ни к кому дабы снизить риск потери и последующие переживания.
Таким образом, на уровень доверия влияют также ранний детский опыт выстраивания отношений и привязанностей. Неблагоприятный опыт формирования привязанностей и, как следствие, доверия не означает, что его последствия будут преследовать человека всю жизнь. Человеку в первую очередь может помочь осознание собственных установок, понимания механизмов их формирования и последующее отслеживание собственных реакций. Работа сложная и трудоемкая, но сложно найти человека, идеально встроенного в мир, где он в полной мере реализует свои желания, и обстоятельства благоволят ему во всем.
Доверие – это принятие ответственности за свой выбор и его возможные последствия в условиях относительной определенности. Понимание своих возможностей, репертуара действий в сочетании с осознанием собственных желаний и потребностей – путь к формированию доверия к себе. Доверие нельзя сформировать раз и навсегда, оно развивается с течением жизни и с развитием самого человека. Ничто не вечно, и все течет…