Были времена, когда большинство регионов современной Италии были самостоятельными и на их территориях были собственные школы фехтования - Болонская (Bologna), Венецианская (Venice), Генуэзская (Genoa) и т.д. Так, уже был обзор на Генуэзскую школу (читать), отличия Неаполитанской и Палермитанской школ (читать). Школы фехтования также распределяются в зависимости от необходимости. Например, Венеция чаще всего воевала в открытом море, потому в технике этой школы заметна склонность к абордажному бою, а поскольку Турин воевал на суше, то эта школа склонна к городскому бою. Рассмотрим особенности двух северных школ Итальянского фехтования, находящихся в Милане и Турине.
Из исторических документов, сохранившихся в Турине и Милане, прослеживаются следующие особенности фехтования в этих регионах:
- В бою использовались обе руки по модели щит и меч. Например, если у вас нет щита, то вместо него можно использовать что-то другое, например, плащ, намотанный на руку, или саму руку. Но таким образом, рукой или частью одежды, можно защититься от колющих и режущих ударов, но не от рубящих и бьющих (т.к. в этом случае меч просто разрубит их).Итальянская школа больше тяготеет к колющим ударам, а в Турине предпочитают еще и рубящие. Почему так объясняется тем, что раньше рыцари были вооружены мечами, которыми можно было либо рубить, либо колоть. Представьте, что у вас в руках палка с хорошо заостренным концом. В таком случае вы бы наносили колющие удары в голову, а также все возможные бьющие удары.
- Применяется достаточно тяжелое оружие, позволяющие наносить сильные удары противнику.
- В этих регионах предпочтительна высокая стойка, т.к. в этом положении удобнее совершать рубящие удары.
- Такая техника требует умения хорошо маневрировать на ногах, иначе работать против такой техники будет крайне затруднительно, поскольку при нанесении рубящего удара с этой линии атаки нужно уходить, при этом часто совершаются движения левой рукой.
- В такой системе боя отсутствует понятие центральной линии (прямая линия отсутствует или постоянно изменяется, чтобы сразу можно было атаковать противника из позиции под углом), и очень многие удары наносятся за счет плеча. Предположим, вы ударили правой рукой, а затем нанесли колющий удар предплечьем. Этот пример показывает, что техника работы кистью практически отсутствует.
- Много фактов, связанных с фехтованием длинной палкой. Она использовалась для тренировки навыков фехтования с мечом или шпагой. Потому они держат ее двумя руками и, соответственно, наносят бьющие удары. Когда в руки рыцаря попадало что — то похожее на палку, то применялась та же техника, что и при использовании шпаги или меча.
- Нужно часто перекладывать меч в левую руку, поэтому оружие должно быть удобным для работы обеими руками.
- Оборона и атака строго разграничены.
- Люди этих регионов были не склонны к дуэльной технике, т.к. регион был более направлен на завоевания, где приветствовалась дисциплинированность. Соответственно, и описанная техника тяготеет к войне, армии и бою.
Так выглядят отличительные характеристики школ Турина и Милана по сравнению с другими фехтовальными школами Италии.
Статья подготовлена по материалам исследований НИИ «Мировых традиций воинских искусств и криминальных исследований применения оружия» во главе с к.п.н., исследователем воинских искусств и профессором Дестрезы Олегом Мальцевым.
Подобные исследования дают возможность оценить ценность научного вклада в мировые воинские искусства.