Найти тему
ru-memorials

Первая авиадесантная самоходка

Возле входа в Рязанский музей ВДВ стоит первая бронированная машина, принятая на вооружение специально для десантников - АСУ-57.

Табличка с характеристиками и историей создания.

-2

АСУ-57 (Объект 572) - советская лёгкая противотанковая авиадесантная самоходная артиллерийская установка (САУ) 1950-х годов.
Была разработана КБ завода № 40 в 1948—1950 годах для обеспечения противотанковой обороны воздушно-десантных частей и стала первым серийным образцом бронетехники, созданным в СССР специально для этого рода войск.
Серийное производство АСУ-57 осуществлялось в 1950—1962 годах.

В Советской Армии АСУ-57 поступала на вооружение дивизий, а позднее — полков Воздушно-десантных войск и на протяжении 1950-х годов оставалась основным их образцом бронетехники.
В 1970-е годы, с перевооружением воздушно-десантных войск на БМП БМД-1 и механизированную структуру, началось постепенное снятие АСУ-57 с вооружения, завершившееся к середине 1980-х годов.
Помимо Советской Армии, САУ поставлялась союзникам СССР по Варшавскому договору и дружественным странам.

-3

С самого создания Воздушно десантных войск (1930-е годы), остро стоял вопрос вооружения десантников тяжёлой техникой с целью повышения боевой мощи десанта.
На вооружение брались различные танкетки и лёгкие танки.
На основе опыта Великой Отечественной, было принято решение разработать специальную машину, которая могла перевозиться самолётами и десантироваться на парашюте для выполнения противотанковых задач и непосредственной артиллерийской поддержки десантников.
В середине 1940-х годов было разработано несколько вариантов таких машин ОСУ-76, АСУ-76 (Объект 570),
АСУ-57 ОКБ Астрова (ММЗ), с кормовым расположением МТО и опытной авиационной автоматической пушкой 113П.
В конечном итоге все они были отклонены по разным мотивам, в основном связанным со слишком высоким для авиадесантной установки весом и/или общей недоработанности конструкции.

-4

На вооружение был принят вариант АСУ-57 ОКБ-40 Н.А.Астрова (Объект 572), вооружённый пушкой Ч-51 со щелевым дульным тормозом, передним расположением двигателя и трансмиссии и кормовым расположением рубки.
Машина была собрана сваркой и клёпкой из стальных бронелистов и листов алюминия.

-5

На АСУ-57 была установлена 57-мм полуавтоматическая пушка Ч-51, спроектированная в 1948—1950 годах ОКБЛ-46 завода № 106 под руководством Е. Чарнко и имевшая баллистику противотанкового орудия ЗИС-2.
Характерный щелевой длинный дульный тормоз делает орудия разработанные Чарнко легко узнаваемыми.
Впрочем, при модернизации АСУ-57 щелевой дульный тормоз был заменён на более привычный двухкамерный (у щелевого скалывались кромки окон).

-6

Лобовое бронирование корпуса состояло из верхнего и нижнего 6-мм носовых бронелистов и ряда бронелистов, образующих крышу моторно-трансмиссионного отделения, имеющую сложную форму, а также 6-мм нижнего лобового бронелиста боевого отделения.
Амбразура пушки закрывалась бронезащитой сферического типа, состоявшей из неподвижных, закреплённых на лобовом листе корпуса, и подвижных, закреплённых на стволе орудия бронедеталей.
Бронирование САУ - противопульное (защита от стрелкового вооружения).

-7

Внутри передней части бронекорпуса этого памятника совершенно пусто.
В боевой машине здесь стоит 4-цилиндровый четырёхтактный карбюраторный двигатель модели М-20Е производства завода ГАЗ.
Это вариант мотора автомобилей "Победа" и армейского "козлика" ГАЗ-69.
Коробка передач четырёхступенчатая.
Трансмиссия управлялась вручную, без каких либо усилителей.

-8

Высадка и посадка экипажа производились через верх открытой САУ, для доступа к агрегатам двигателя и трансмиссии служили лючки в крыше моторного отделения, нижнем носовом листе и днище корпуса, а также в перегородке между боевым и моторно-трансмиссионным отделениями.
Сверху, и частично - с кормы, боевое отделение открыто, но для защиты от осадков могло закрываться брезентовым тентом со смотровым окошком в задней части.

На этом экземпляре боевое отделение закрыто от осадков и желающих полазить фигурно выпиленной фанеркой.

-9

...ещё фото и подробности...
Где находится:
Точка на Яндекс.
Понравилось? Ставь лайк и
поддержи проект!