Найти тему

Типичные ошибки при поиске сотрудников

Оглавление

Основатель hrtime.ru Ольга Арзамасцева рассказывает, почему не закрываются вакансии.

Типичные ошибки при поиске сотрудников
Типичные ошибки при поиске сотрудников

Уже 15 лет, пока я работаю на рынке рекрутмента, все время приходится слышать от работодателей и коллег что кандидатов нет, рынок труда плохой, невозможно найти достойных сотрудников, а рекрутеры не умеют работать. Особенно тяжело малому и среднему бизнесу, где больше всего приживаются негативные убеждения по поводу рынка и персонала, остаётся высокая текучка и вечная нехватка нужных кадров.

По моему опыту, есть три проблемы, которые мешают находить нужных людей:
- неготовность адекватно оценивать своё предложение на рынке,
- непонимание процесса подбора персонала,
- отсутствие реальной потребности в сотруднике и попытка его поиском решить какие-то другие задачи.

Вот какие ошибки чаще всего совершают владельцы небольших компаний.

Ненужные вакансии

Если вакансия не закрывается дольше двух месяцев, значит, сотрудник на этом месте не нужен. И никакие отговорки тут не помогут. Всё, что жизненно необходимо бизнесу, у него всегда есть, несмотря на кризис, рынок, и разные поколения X и Y.

Важно понять, кому и зачем нужны попытки продолжать процесс поиска. Какие реальные проблемы бизнеса этот поиск закрывает. Осознанно или неосознанно это происходит. Для кого-то поиск людей является чисто рефлекторным. Когда ситуация зашла в тупик, нет продаж, плохо с сервисом — давайте сменим начальника, может, само рассосётся, думают такие предприниматели. А если новый начальник дело не поправит, рекрутеры плохо искали.

Большинство клиентов верят в миф о том, что хороший продавец — это самодовольное, алчное, хитрое, гибкое и беспринципное существо

В случае с текучкой кадров люди часто вообще не задумываются — просто пилят, в тот момент, когда нужно остановиться и заточить пилу. Редко задают себе вопрос: из-за чего уходят сотрудники? Если речь идёт об увольнении по причине неудовлетворительных результатов, важно понять, нет ли системных проблем в бизнесе, которые мешают работе.

Самое сложное — искать людей для нового проекта, так как мы не знаем точно, кто нужен для решения задачи. Ключевая ошибка — отсутствие понятной и успешной в этом бизнесе технологии и ставка на человеческий фактор, который в ситуации отсутствия правил, скорее всего, будет давать сбой.

 Найм «звёзд»

Любой перекос в сторону небывалой звёздности искомого кандидата отдаёт страхом и неуверенностью в том, что системными средствами задачу не решить.

Например в продажах — головной болью большинства компаний. Продажи зачастую, меньше, чем хочется. Но компании пытаются решать эти проблемы подбором «звёзд», вместо того чтобы правильно строить систему управления продажами. Причины понятны: найти "звёздного" продажника или не найти и страдать гораздо проще, чем создать такую технологию работы и систему оплаты и мотивации, при которых любой средний продавец будет достигать ожидаемых результатов.

На первый взгляд, поиск «звёзд» на стороне дешевле, чем работа над собой, если не думать о стратегии. Миф о «звёздах» отчасти помогают поддерживать и коллеги-рекрутеры, ведь мы на этом зарабатываем. Это напоминает лотерею, в которой у вас нет никакого контроля.

Размещение вакансий

Самый частый вопрос представителя малого и среднего бизнеса, ищущего персонал с зарплатой до 50 000 рублей, после публикации на работном сайте: почему нет откликов? Особенно огорчаются клиенты, ищущие таким образом продавцов. Их, скорее всего, не будет, сайты с вакансиями им зачастую бесполезны, как и объявления во всех других источниках, включая соцсети.

И вот почему:
По самым массовым позициям спрос на кандидатов высок настолько, что даже в кризис у кандидатов будет 10–15 звонков в день, сразу после размещения их резюме на сайтах. Особенно по продажам.

Такие вакансии можно эффективно закрывать, только имея выбор и только активным способом, наняв агентство, штатного или удалённого рекрутера, готового делать очень много звонков (минимум 100-120) в день. Особенно если ваши условия не самые лучшие на рынке и вы, не дай бог, хотите выбрать непременно "звезду". Придётся купить доступ к резюме и звонить, понимая, что будет воронка и много отказов на всех уровнях по разным причинам.

Предрассудки

В нашей практике часты случаи эмоционального выбора кандидата. Да что греха таить — 90 % выбирает тех, кто просто понравился. И никакие аргументы про опыт, про рекомендации, про соответствие от рекрутера не помогут в этом случае.

Например, большинство работодателей верят в миф о том, что хороший продавец — это самодовольное, алчное, хитрое, гибкое и беспринципное существо. Таких часто и стараются нанимать в свою компанию. Потому что продажи — это конкурентная война, если не ты — так тебя. А значит, в моде быстрые способы: уболтать, переубедить, умело манипулировать, скрыть недостатки, надавить, дожать.

Зато, когда сами клиенты приходят в магазин, они вмиг вычисляют такого «сверхпродавца» и бегут от него. Мало кому нравится, когда "впаривают". Для себя они хотят внимания к потребностям, открытости, умения слушать, искреннего интереса, ненавязчивости, готовности помочь, ответственности и порядочности. Было бы здорово об этой разнице в восприятии помнить в подборе и для своей собственной родной компании. Потому что подбор персонала — это не наши внутренние комплексы, это важная часть бизнеса.