Найти тему

Загадки шедевра: Фокусник Иеронима Босха

Считается, что оригинал картины Босха не сохранился, а наиболее точная копия, содержащая характерные для мастера детали (например, притаившаяся сова в корзине фокусника), но относительно примитивная по решению фона - стены, хранится в музее в Сен-Жермен-ан-Ле.

Иероним Босх. Фокусник.  Около 1475 - 1502. Холст, масло. 53 × 65 см. Муниципальный музей, Сен-Жермен-ан-Ле, Франция.
Иероним Босх. Фокусник. Около 1475 - 1502. Холст, масло. 53 × 65 см. Муниципальный музей, Сен-Жермен-ан-Ле, Франция.

Считается, что в оригинале рисунок мог быть вписан в круг, копия же - прямоугольная. Мы можем вспомнить другие картины, вписанные в круг, в творчестве Босха.

"Сцены страстей Христовых и пеликан с птенцами" (Оборотная сторона доски «Св. Иоанн на Патмосе». Гризайль. Диаметр около 39 см.  Берлинская картинная галерея, Германия.
"Сцены страстей Христовых и пеликан с птенцами" (Оборотная сторона доски «Св. Иоанн на Патмосе». Гризайль. Диаметр около 39 см. Берлинская картинная галерея, Германия.

Таковы, например, "Сцены страстей Христовых и пеликан с птенцами" (Оборотная сторона доски "Св. Иоанн на Патмосе"), или "Извлечение камня глупости", о которой я рассказывал в другой статье, или "Увенчание терновым венцом".

Иероним Босх, Увенчание терновым венцом. 1510. Доска, масло. 165 × 195 см
Эскориал, Сан-Лоренсо-де-Эль-Эскориаль, Мадрид, Испания.
Иероним Босх, Увенчание терновым венцом. 1510. Доска, масло. 165 × 195 см Эскориал, Сан-Лоренсо-де-Эль-Эскориаль, Мадрид, Испания.

В декабре 1978 года картина "Фокусник" была украдена из музея и была возвращена 2 февраля 1979 год назад. Есть также мнение, что она относится к раннему творчеству Иеронима в мастерской отца.

Более поздняя копия, хранящаяся в частной коллекции в Калифорнии, как раз выполнена подобным образом.

Около 1500-1599. Масло, дерево. 36,8 × 31.1 см. Частная Коллекция, Калифорния, США.
Около 1500-1599. Масло, дерево. 36,8 × 31.1 см. Частная Коллекция, Калифорния, США.

На картине мы видим фокусника-мага-волшебника, развлекающего публику с помощью наперстков и мускатного ореха, своей очереди ждёт собачка в костюме - для неё уже приготовлено кольцо для прыжков. Среди смотрящих фокусы мы видим как людей религиозного сословия, так и ребенка с игрушкой, представителей купечества, бюргеров. "Орудует" в толпе вор.

Ученик Мазаччо. Фокусник. Около 1460 года. Источник: википедия.
Ученик Мазаччо. Фокусник. Около 1460 года. Источник: википедия.

Самый старый, дошедший до наших дней, подобный сюжет с фокусником мы встречаем в работе 1460 года, написанной учеником Мазаччо. Присутствует у него и собачка, прыгающая через обруч.

Самая простая интерпретация картины Босха - это сатира, показывающая мошенника с напёрстками и вора (возможно, что они сообщники) - деньги всё-равно будут отняты у доверчивых простаков - "не мытьём, так катаньем".

 Около 1550 (1543-1580). 23,8 × 32 см. Государственное графическое собрание, Мюнхен, Германия
Около 1550 (1543-1580). 23,8 × 32 см. Государственное графическое собрание, Мюнхен, Германия

В графической работе, представленной как явная копия Босха, написано: «есть в мире много воров, которые делают фокусы и показывают людям необычные вещи на столе; не доверяй им, потому что когда тебя освободят от кошелька, ты пожалеешь об этом».

Обратимся к деталям картины, считающейся наиболее близкой к оригиналу.

Стол фокусника. Стол с разложенным реквизитом может отсылать нас к церковному алтарю и тогда картина - антиклерикальная аллегория. А некоторые здесь умудряются даже увидеть лицо в духе сюрреалистов XX века.

-7

Обкрадываемый. Респектабельный, зажиточный горожанин. На столе сидит лягушка, а силуэт второй мы видим во рту зрителя. Возможно, это иллюстрация нидерландской поговорки "проглотил лягушку", указывающей на далеко распространяемую доверчивость. Т.е. можно говорить, что лягушка символизирует глупость. С другой стороны есть мнение, что лягушки могут символизировать обряд экзорцизма (изгнания нечистых духов), т.о. утверждая антиклерикальное прочтение сатиры: насмешка над священниками, дурящими прихожан.

-8

Ключ висит на поясе - это может намекать на престол святого Петра - папство, ещё мощное, но не популярное в те времена. Если мы видим в обкрадываемом старую женщину, то ключ - атрибут домохозяйства. Есть мнение, что в этом персонаже Босх карикатурно изобразил французского поэта своей эпохи - Жана Молине.

-9

Ребёнок с игрушкой. Считается, что ребёнок, внимательно смотрящий на обворовываемого, также символизирует глупость.

-10

Фокусник. С одной стороны платье фокусника напоминает кардинальскую сутану (антиклерикальный подтекст). С другой стороны, есть мнение, что картина - сложная иллюстрация на тему карт Таро: в красное платье одет "Маг" из старших арканов. Тогда и стол на картине Босха также приобретает интерпретацию стола из карты " Маг" Таро с символизирующими четыре масти предметами.

-11
Вариант карты "Маг" из старших арканов Таро. XV век. Источник: википедия
Вариант карты "Маг" из старших арканов Таро. XV век. Источник: википедия

Высокая черная шляпа - традиционный атрибут фокусника, но также и зажиточного человека или аристократа. Вспомним "Портрет четы Арнольфини" Яна ван Эйка.

Деталь картины Яна ван Эйка "Портрет четы Арнольфини". 1434. Дубовая доска, масло. 81,8×59,7 см Лондонская национальная галерея, Лондон, Великобритания
Деталь картины Яна ван Эйка "Портрет четы Арнольфини". 1434. Дубовая доска, масло. 81,8×59,7 см Лондонская национальная галерея, Лондон, Великобритания

Часть исследователей считают, что Босх указывает на Габсбургов, угнетающих фламандцев и использующие богатства страны, так политически трактуя картину.

Сова, притаившаяся в корзине. Совы притаились на многих работах Иеронима Босха. Обычно трактуется как притаившееся зло, козни нечистого. Но также возможны иные трактовки: например, тёмной мудрости или всевидящего ока карающего Бога Отца (Иеговы, Яхве).

-14

Аист. Аист пожирает лягушек. И он изображён над вором, пытающимся украсть кошелек, как бы поддерживая образ, усиливая его и заставляя нас задуматься - а не напарник ли вора фокусник?

-15

Вор. Очки указывают на образованность, знание Библии и его взгляд как будто устремлен в небо, в духовную высь, но на самом деле его мысли о том, как "обчистить карманы ближнего". На нём шапка мирянина, но одежда доминиканского монаха. В политической трактовке, которой придерживаются часть исследователей, художник отрицательно оценивает деятельность в Фландрии (родине художника) Габсбургов и поддерживающих их доминиканцев. С другой стороны возможно это просто указание, что его одежда сворована (сравним с русским "Нищему и вору - всё в пору").

-16

Дама с мужчиной. Кавалер указывает даме на вора, но её видимо это совсем не удивляет. Это повод задуматься: достаточно сложно для понимания, что этим хотел сказать художник.

-17

Другие зрители. Человек в зелёном кажется замечает всё происходящее, но это скорее его веселит. А может быть он смотрит на нас? Этот человек встречается на полотнах Босха неоднократно, но мы не знаем, кто это. Слева от монашки скорее всего крестьянин (без головного убора) внимательно смотрит на фокусы, он простоват и беден. Мужчина в меховой шапке и коричневом платье закрывает глаза и ведёт себя как слепой - как будто ничего не видит.

-18

Существуют и другие копии (всего - около 5 вариантов).

XVI век. Дерево, масло. 105 × 139 см. Художественный музей Филадельфии, США.
XVI век. Дерево, масло. 105 × 139 см. Художественный музей Филадельфии, США.
XVI век. Дерево, масло. 84 × 114 см. Музей Израиля, Иерусалим, Израиль.
XVI век. Дерево, масло. 84 × 114 см. Музей Израиля, Иерусалим, Израиль.

У приведённых здесь копий есть элементы, не представленные на картине из Сен-Жермен-ан-Ле, но о которых стоит упомянуть.

Виселица. Виселица неоднократно встречается в фоне в работах Иеронима Босха и вполне вероятно, что присутствовала в оригинале. Виселица - явное указание на наказание и неминуемую смерть за обман. Возможно - это напоминание не только о "земном" суде, но и "высшем" - божьем.

-21
-22

Человек или люди справа в удалении и животные в загоне.

-23
-24

Человек сидит на кубе. Куб символизирует землю, земное, подчинённое сидящим на нём, взгляд которого устремлён к духовному миру. Ворота загона для животных можно рассматривать как переход в духовный мир. Бык с книгой - является ли намёком на евангелиста Луку и его евангелие? Не даром и про Луку церковное предание утверждает, что тот был художник - первый иконописец христианства. Можно также отметить, что он (или трое за столом) отделены (они на свету) от фокусника и толпы (которые на темном фоне). Одни - на истинном духовном пути, а другие - заняты приходящим и ложным.

Существуют и иные трактовки картины, даже астрологическая.

Если вам понравилась моя статья, то предлагаю также ознакомиться с двумя другими картинами Иеронима Босха в моём изложении:

1.Извлечение камня глупости

2.Корабль дураков

Автор статьи - Лямшин Илья Николаевич